На главную страницуПравославие Волгодонска



21 сентября - Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Рождество Пресвятой Богородицы можно, по словам святого Андрея Критского, назвать "началом праздников", хотя этот Богородичный непереходящий праздник едва ли не последний из двунадесятых по времени своего появления в Церкви.

С точки зрения вероучения, рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. О Ее рождении еще задолго до этого события содержится много предсказаний в ветхозаветных пророчествах и прообразах (чудесное произрастание; рождение Эммануила (Богочеловека) от Девы; врата, чрез которые пройдет Господь, но врата те останутся по-прежнему закрыты и проч. См.: Ис. 7: 14; Иез. 44: 1-3 и др.).

В Новом Завете содержатся крайне скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы. Сведения о событии праздника можно найти в апокрифе II века - Протоевангелии Иакова. Оно повествует о скорби благочестивой иудейской четы в Назарете - Иоакима и Анны, которым Господь не дал потомства. А бесплодие считалось знаком гнева Божия (см., напр.: Ос. 9: 14; Иер. 29: 32). Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия и что если не он сам, то его потомки будут участниками славного мессианского царства. И Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников.

Во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву сугубую жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал: "Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия". Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала.

И тогда явился в саду ангел Господень: "Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой". Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно, в свой срок, 21 сентября, у них родилась Дочь. Они назвали Ее Мариею, что в переводе с еврейского означает "госпожа и надежда". Начиная анализ установления рассматриваемого празднования, необходимо вспомнить о том, что Богородичные праздники появляются позднее Господских.

Праздник Рождества Богородицы возник, по-видимому, в Греческой Церкви и скоро после этого появился в Риме, распространяясь на дочерние Церкви.

Для святого Андрея Критского, составившего на праздник два слова и канон (около 712 г.), Рождество Богородицы является праздником большой торжественности. В каноне он говорит, что в этот день должны "ликовствовать вся тварь", "веселиться небо и радоваться земля", "дерзать и играть безчадныя и неплоды".

В западных месяцесловах праздник впервые упоминается в римском псевдо-Иеронимовом мартирологе VII столетия.

На Западе, должно быть, примерно в это же время выдвинута версия, связанная с датировкой рассматриваемого праздника - 21 сентября. Один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь накануне слышал с неба праздничное пение ангелов. На вопрос о причине ему было открыто, что ангелы веселятся, так как в эту ночь родилась Дева Мария. Узнав об этом, папа тотчас распорядился, чтобы, по примеру небожителей, и на земле праздновалось рождение Святой Девы.

Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII столетия, праздник не был там распространен и долгое время вплоть до XII-XIII веков не имел торжественной службы. Лишь на Лионском Соборе 1245 года папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей Западной Церкви, а папа Григорий XI (1370-1378) установил для праздника бдение с постом и особую службу литургии.

27 сентября - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Когда патриарх Макарий полторы тысячи лет назад тому воздвизал в присутствии царицы Елены и множества на - тогда царица и весь народ, взирая на него с благоговением и как бы видя висящего на нем Спасителя, всего окровавленного и в невыразимых мучениях отживающего последние часы Своей страдальческой жизни за нас, - падал со страхом и любовию ниц и взывал единогласно Господи помилуй!

Перед нами ныне Крест нашего Спасителя. Вспомним и представим, как можем живее, распятого за нас Господа славы и прольем слезы о грехах своих, которыми мы ежедневно распинаем своего Господа; прольем слезы о непослушании нашем Спасителю своему, о своем земном и вещественном мудровании и пренебрежении небесным, о многоразличных наших житейских пристрастиях, о недостатке любви к Богу и ближнему, о своем самолюбии и всех прочих страстях, от него происходящих, о нашем празднолюбии, лености, и от всего сердца со слезами скажем Господи, помилуй нас! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, излиявший кровь Свою нашего ради спасении, помилуй нас, маловеров, гордых, злобных, зависитливых, сребролюбивых, скупых, миролюбивых, плотоугодников, чревоугодников, ленивых, нерадивых - особенно о своем спасении, унылых, малодушных, ропотливых, и обратим сердца всех нас к Тебе, нашему Жизнодавцу - так, чтобы мы ничего на свете не любили и не искали больше Тебя, больше вечных благ Царствия Твоего, купленных для нас Твоею кровию. Господи! к страху Твоему пригвозди плоти наша. Господи! от прелести мирской отврати сердца наши.

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru