На главную страницуПравославие Волгодонска


Судьба Креста Христова, его обретение и воздвижение

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня.

С праздником Воздвижения Креста Господня Православная Церковь соединяет благоговейное и благодарное воспоминание о самом Кресте, на котором был распят наш Спаситель, и отрадно-грустное воспоминание событий обретения честного и достопоклоняемого древа этого Креста Господня.

В этот день Православная Церковь приглашает верующих воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором Господь наш и Спаситель перенес величайшие страдания ради нашего спасения.

На этом Кресте, по словам церковных песнопений, "смерть умерщвляется, и ныне пуста явися", на нем "содела спасение предвечный Царь посреде земли", и им осуществлена "вечная правда"; для нас же Крест Христов - божественная лестница, "еюже восходим на небеса"; спасительное это древо - "оружие мира, непобедимая победа", которое "вознесе нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны нас от Бога сотвори", и мы - "земнии обожихомся" и "вси к Богу привлекохомся". Как же нам не благодарить Господа в этот праздник, воздавая поклонение Кресту Христову, который явился для нас "зарями нетленными" нашего спасения, которым открыт для нас доступ в царство Божие, к небесному блаженству, через который мы получили "безсмертную пищу"!

Распятие Спасителя.

По словам одного великого отца Церкви, "Крест - глава нашего спасения; Крест - причина бесчисленных благ. Чрез него мы, бывшие прежде бесславными и отверженными Богом, теперь приняты в число сынов; чрез него мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину; чрез него мы, прежде покланявшиеся деревам и камням, теперь познали Спасителя всех; чрез него мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности; чрез него земля, наконец, сделался небом". Крест - "твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмою, кто-нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест, как бы некоторый светильник, и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле. И как светильник содержит свет вверху на своей вершине, так и Крест вверху на своей вершине имел сияющее Солнце правды" - нашего Спасителя (Св. Иоанн Златоуст. Творения).

Вот чем является для нас Крест Христов, и мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем его. Каждый из нас всю жизнь свою освящает крестом и крестным знамением. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе, на груди своей крест, как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы; каждое дело мы начинаем и кончаем крестным знамением, делая все во славу Христову. Как такую защиту и охрану, мы начертываем знамение креста на всем для нас дорогом и святом, и на своих домах, и на стенах, и на дверях. Крестным знамением мы начинаем день и с крестным знамением мы погружаемся в сон, заканчиваем день.

Теперь Крест - наша величайшая святыня, наша слава, наш духовный всепобеждающий меч, и таким его сделал для нас Христос своею смертью и своими страданиями на Кресте.

Спаситель принял на Кресте мучительнейшую из казней, грехи наша вознесе на теле Своем на древо (1 Петр 2, 24), смирил Себе, послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8). Какое, в самом деле, поразительное, превышающее человеческое понимание зрелище. "Вот, - воспевает сегодня Церковь, - Владыка твари и Господь славы пригвождается на Кресте и прободается в ребра; Сладость Церкви вкушает желчь и оцет; Покрывающий небо облаками облагается терновым венком и одевается одеждою поругания; Создавший рукою человека заушается тленною рукою; Одевающий небо облаками принимает удары по плечам, принимает заплевания и раны, поношения и заушения и все терпит ради нас осужденных" (стихира). Как же мы, облагодетельствованные крестною смертью и страданиями Спасителя, можем не преклоняться в благоговейном трепете пред "треблаженным древом, на немже распяся Христос, Царь и Господь", не чтить свято Крест, нашу славу, нашу победу во Христе и со Христом?!

Храм Гроба Господня.

Такое высокое и священное значение Креста Господня, естественно, делало в глазах христиан величайшей святыней и самое древо Креста Господня, самый тот деревянный Крест, на котором был распят Спаситель. Но первоначально этот Святой Крест не был сохранен христианами, не был достоянием верующих в течение целых трех столетий, не было даже известно точно место, где эта христианская святыня укрыта. По раввинскому предписанию, "камень, которым кто-нибудь был убит, дерево, на котором кто-либо был повешен, меч, которым кто-нибудь был обезглавлен, и веревка, которою кто-нибудь был задушен, должны быть погребены вместе с казненными". Но, не говоря о том, что Спаситель был предан смерти по законам римской казни, это требование раввинского закона не могло быть исполнено в отношении ко Христову Кресту еще и потому, что пречистое тело Спасителя было погребено руками Его учеников-друзей. Во всяком случае, весьма вероятно, что все три креста (Спасителя и двух разбойников) были положены или зарыты вблизи от места распятия и смерти Спасителя. Благоговейная память непосредственных свидетелей и очевидцев распятия Спасителя - Его любящих учеников и учениц, конечно, свято хранила своим почитанием и поклонением это место. Никакие последующие обстоятельства жизни первых христиан, как бы тяжелы для них эти обстоятельства ни были, не могли заставить их забыть места, освященные величайшими событиями жизни Спасителя. Впоследствии хранителями воспоминаний о святых местах смерти и погребения Спасителя были первые иерусалимские епископы и последующие христиане. Уже св. Кирилл Иерусалимский свидетельствует, что со времен апостольских начались путешествия в Иерусалим для поклонения местам, освященным воспоминаниями о разных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа (Огласительные поучения. Глана 17.). Взятие и разрушение Иерусалима Титом (Тит - римский император с 79 по 81 г. Иерусалим завоеван им в 70 г. по P. X. при прежнем императоре Веспасиане.) в значительной степени изменили многие места города, - могли подвергнуться изменению, засыпанию мусором и развалинами также и священные места распятия и смерти Спасителя. Кроме того, историк (IV в.) Евсевий свидетельствует, что враги христиан - язычники принимали меры к тому, чтобы скрыть и даже осквернить святые для христиан места; что нечестивые люди с нарочитою безумною целью совершенно изменили вид местности Голгофы и святого Гроба. Святую пещеру они засыпали мусором, насыпь сверху вымостили камнем и здесь воздвигли алтарь богине сладострастной любви (О жизни Константина. Кн. III, гл. 26). Другие историки (Блаженный Иероним (IV в.) Письмо к Павлину.) свидетельствуют, что особенно старался осквернять все святые места бесовскими идолами и жертвами нечестивый император римский Адриан (царствовал с 117 по 138 гг. по P. X.). Воздвигнув на месте разоренного Титом Иерусалима город, он велел засыпать гроб Господень землею и множеством камня, а на той горе, где был распят Спаситель (на "скале Креста"), он построил храм языческой богине распутства Венере и поставил ее идола, а над Гробом Господним поставил идола Юпитера. Но ни разрушение Иерусалима Титом, ни восстановление его Адрианом не могли так изменить город и святые места, чтобы благоговейно помнившие эти места христиане не узнали бы их, не могли бы их найти. А стремления нечестивцев и язычников осквернить и скрыть эти места достигали совершенно обратной цели: своими насыпями и идольскими сооружениями они прочно отмечали эти места, делали невозможным забвение их верующими и даже самими язычниками. Так разрушает Господь "советы нечестивых" и самое зло людское обращает к благу Церкви Своей!

Св. равноапостольный царь Константин и царица Елена

Благоговейно хранимое в памяти верующих и прочно отмеченное язычниками, хотя и оскверненное ими, святое место смерти Господней оставалось в неприкосновенности до времени царя Константина Великого. Этот христолюбивый император, еще будучи внешне язычником, а по деятельности являясь христианским государем, имел основания особенно чтить Крест Христов. Это знамя Христовой победы, по Божественному устроению, трижды послужило для Константина Великого знамением его победы над врагами. В 312 году Константин воевал против жестокого Максентия, воцарившегося в Риме, преследовавшего и убивавшего христиан, проводившего нечестивую жизнь. По словам тогдашнего историка (Евсевия), Максентий, готовясь к борьбе с Константином, прибегал к разным волшебствам и суеверным обрядам; Константин же, не совсем полагаясь на силу своего войска, чувствовал необходимость в сверхъестественной помощи для победы над врагом, а потому размышлял о том, какому Богу он должен молиться об этой помощи. В эту тяжелую минуту вспомнил Константин о том, что его отец Констанций, оказывавший покровительство христианам, пользовался благосостоянием, тогда как гонители христиан имели бедственную кончину, - и потому решился обратиться с молитвой к Богу Констанция, единому, верховному Существу. И вот, когда он отдался усердной молитве, то около полудня увидел на небе лучезарный Крест, сиявший сильнее солнечного света, с надписью на нем: "Сим победиши". Это чудесное знамение видели и воины, среди которых был полководец Артемий, впоследствии замученный (при Юлиане Отступнике) за Христа. Пораженный необычайным небесным видением, Константин впал в глубокий сон, и во сне явился ему Сам Спаситель, опять показал ему то же знамение Креста, повелел ему употреблять изображение Креста как знамя в войсках и обещал ему победу не только над Максентием, но и над всеми врагами. Проснувшись, Константин повелел сделать Крест Господень, по подобию виденного им знамения, из драгоценных камней, а также начертать изображение Креста на знаменах, на оружии, шлемах и щитах воинов. С тех пор войска Константина совершали походы, имея своим знамением Крест, соединенный с первыми буквами имени Спасителя. В битве на Мельвийском мосту (через Тибр) Константин одержал блестящую победу над Максентием (28 окт. 312 г.). Сам Максентий потонул с множеством своих воинов в реке, а Константин победоносно вошел в Рим. После этого он воздвиг в Риме статую себе, державшую в правой руке Крест, а в надписи на статуе победа над Максентием приписывалась "спасительному знамению" Креста. Также в войне с византийцами и скифами еще дважды Константин видел на небе чудесное знамение Креста, которое возвестило ему победу над врагами.

Легко понять, каким благоговением ко Кресту Господню было преисполнено после этих событий сердце христолюбивого царя Константина. И вот этот император, "не без внушения свыше, но побуждаемый духом Самого Спасителя", решил не только отыскать честное древо Креста Господня, воздать ему поклонение, но и "священнейшее место спасительного воскресения во Иерусалиме сделать предметом всеобщего благоговейного почитания" - построить над ним храм (Евсевий Кесарийский. О жизни Константина. Кн. III, гл. 25.). Исполнительницей благочестивого намерения императора явилась мать его, блаженная царица Елена, по настояниям самого императора принявшая христианство, отличавшаяся благочестием и пламенною ревностью по вере Христовой. В 326-м году Елена отправилась во Святую Землю с целью отыскать и посетить места, освященные главнейшими событиями жизни Спасителя. Прибыв в Иерусалим, исполненная благочестивого желания найти пещеру Гроба Господня и честное древо Креста, она ревностно принялась искать их. Патриархом в Иерусалиме был в то время Макарий, встретивший царицу с подобающими почестями и оказывавший ей помощь в ее святом деле.

Храм Гроба Господня.

По преданию (Записанному у Григория Турского.), в деле обретения Честного Креста Господня оказал помощь один еврей, по имени Иуда. К евреям, жившим в Иерусалиме, царица Елена обратилась с просьбой указать ей место, где сокрыт Крест Господень. Они отказались сделать это, ссылаясь на свое незнание, и только после угроз царицы мучениями и смертью указали на некоего старца Иуду, как могущего указать царице это место. Но и Иуда долго не соглашался исполнить требование царицы и только после истязаний привел ее к тому месту, где был насыпан большой холм из земли, мусора и камней и где некогда римский царь Адриан построил капище в честь языческой богини Венеры. Когда разрушили идольский храм, разбросали мусор и раскопали землю, были обретены место Гроба Господня и Воскресения, а также Лобное место - место распятия Христа. Чудесное благоухание указало рывшим землю и присутствовавшим эти места. Вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над главою распятого Спасителя. Однако теперь она лежала отдельно от крестов, почему не было возможности узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель. Велика была радость царицы Елены и патриарха, когда они увидели священнейшие для христианина места и предметы. Но для полноты этой радости недоставало знания, какому из трех крестов воздать благоговейное поклонение как Кресту нашего Спасителя. Тогда патриарх Макарий предложил произвести испытание: была принесена на место обретения крестов одна находившаяся при смерти женщина; присутствовавшие, с Макарием во главе, вознесли молитвы, чтобы Крест Христов был указан чрез исцеление этой женщины, - и после этого сначала два креста без успеха были приложены к болящей, а при прикосновении третьего совершилось исцеление больной (О самом чуде различные историки (Руфин, Сократ, Созомен, Феодорит, Никифор Каллист и др.) повествуют неодинаково: многие говорят не об исцелении больной женщины, а о воскрешении чрез возложение Креста Господня мертвого или мертвой, которых несли невдалеке от места обретения Креста Христова. Наиболее принятое в житиях святых повествование говорит, что силою Креста Господня был воскрешен проносимый мимо места нахождения крестов мертвец. Принятый нами рассказ см. у Феодорита, Сократа и у Созомена.). В полноте благоговейной радости и духовного умиления царица и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, то патриарх Макарий, став на высоком месте, поднимал - воздвизал Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: "Господи, помилуй!" Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Это событие - обретение Честного Креста Господня - и чудеса, сопровождавшие его, произвели великое впечатление не только на христиан, но и на иудеев. Иуда, так неохотно указавший нахождние святых мест, вместе со многими евреями уверовал во Христа и крестился, получив во святом крещении имя Кириака. Впоследствии он был патриархом иерусалимским и претерпел мученическую кончину при императоре Юлиане Отступнике. Сам Константин впоследствии в послании к иерусалимскому патриарху Макарию писал об обретении Честного Креста Господня: "Нет слов для достойного описания этого чуда. Знамение святейших страстей, скрывавшееся так долго под землею и остававшееся в неизвестности в течение целых веков, наконец, воссияло" ( Евсевий Кесарийский. О жизни Константина. Кн. III, гл. 30.). Святая царица Елена, при могущественном содействии своего сына - царя Константина, начала строить в Иерусалиме и по всей Палестине храмы на местах, освященных событиями из жизни Спасителя. И прежде всего было, по воле царицы и царя, положено основание и приступлено к постройке на месте Гроба Господня и обретения Святого Креста церкви Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, освящение которой было совершено 26 сентября 335 года (Освящение этого храма празднуется и ныне во всей Православной Церкви 26 сентября.). Потом благочестивая царица приказала соорудить храм в Гефсимании на месте, где находился гроб Пресвятой Богородицы, во имя Ее Успения и, кроме того, восемнадцать церквей в разных местах Святой Земли.

Что касается судьбы самого обретенного св. Еленой Честного Древа Креста Господня, то она, к сожалению, не может быть указана точно и вполне определенно. Это древо Креста Господня представляло для христиан столь великую святыню, что христиане, уже при самом обретении его в большом количестве наполнявшие Иерусалим, не только горели желанием поклониться ему, но, если возможно и удастся, получить от него частичку. Действительно, св. Кирилл Иерусалимский (IV в.) свидетельствует, что уже в его время маленькие части Животворящего Креста были распространены по всей земле. И св. Иоанн Златоуст (IV в.) свидетельствует, что "многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее златом, вешают на свою шею" (Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1).

Но не все древо крестное было унесено таким образом из Иерусалима. Часть обретенного древа Креста и гвозди от него царица Елена послала своему сыну Константину, а остальное было заключено в серебряный ковчег и вручено предстоятелю Иерусалимской церкви с приказанием хранить для грядущих поколений (Об этом свидетельствуют историки - Феодорит, Сократ, Созомен.). И св. Кирилл Иерусалимский подтверждает, что Честное Древо Креста Господня в его время хранилось и показывалось народу в Иерусалиме. А в описании богослужения Великой Пятницы в Иерусалиме, сделанном некоей знатною паломницей IV в. (Сильвией или Еферией), мы находим интересное описание самого обряда поклонения Древу Креста Господня с указанием тех мер, какие при этом принимались против расхищений святого древа благочестивыми паломниками. "На Голгофе, - говорится в этом описании, - за Крестом, т. е. за храмом в честь Святого Креста (еще до шестого часа утра) поставляется епископу кафедра. На эту кафедру садится епископ, ставится пред ним стол, покрытый платком, кругом стола стоят диаконы и приносится серебряный позолоченный ковчег, в котором находится Святое Древо Креста; открывается и вынимается; кладется на стол как Древо Креста, так и дощечка (titulus). Итак, когда положено на стол, епископ сидя придерживает своими руками концы Святого Древа; диаконы же, которые стоят вокруг, охраняют. Оно охраняется так потому, что существует обычай, по которому весь народ, подходя поодиночке, как верные, так и оглашенные, наклоняются к столу, лобызают Святое Древо и проходят. И так как, рассказывают, не знаю когда, кто-то отгрыз и уворовал частицу Святого Дерева, то поэтому теперь диаконы, стоящие вокруг, так и охраняют, чтобы никто из подходящих не дерзнул сделать того же. И так подходит весь народ по одиночке, все преклоняясь и касаясь сперва челом, потом очами Креста и дощечки и, облобызав Крест, проходят; руку же никто не протягивает для прикосновения". Нахождение части древа Креста Господня в Иерусалиме подтверждается и другими историческими данными. В VII в. в царствование византийского императора Фоки (602-610) эта великая христианская святыня на время попала в руки персов. Хосров, царь персидский, вступив в войну с Фокою, покорил Египет, Африку и Палестину, взял Иерусалим, разграбил его сокровища и в числе этих сокровищ взял из Иерусалима и древо Животворящего Креста Господня и отвез его в Персию. Но Господь не попустил неверным долго владеть христианской святыней. Преемник Фоки император Ираклий некоторое время не мог победить Хосрова и тогда он обратился к Богу с молитвою о помощи. Он приказал и всем верующим своего царства совершать молитвы, богослужения и посты, чтобы Господь избавил от врага. Господь даровал Ираклию победу над Хосровом, который сам был убит своим сыном. Ираклий после этого отобрал у персов многоценную святыню христиан - Честное Древо Креста Господня и решил перенести его торжественно снова в Иерусалим. В 628 году император Ираклий, достигнув Иерусалима, возложил Святое Древо на свои плечи, нес его, одетый в свои царские одежды. Но вдруг у ворот, которыми восходили на Лобное место, неожиданно остановился и не мог сделать дальше ни шагу. И тогда Захарии, патриарху Константинопольскому, вышедшему вместе с жителями Иерусалима навстречу царю, было откровение от светоносного Ангела, что невозможно древо, которое нес Христос в состоянии уничижения, нести в царских одеждах. Тогда царь облекся в простую и бедную одежду, с босыми ногами - и в таком виде внес Святое Древо в церковь на то место, где оно находилось до взятия Хосровом.

Здесь Честное Древо Креста Господня находилось и в последующее время. По крайней мере, в начале IX в. в числе клира храма Воскресения были два пресвитера-стража, на обязанности которых лежало - охранять Святой Крест и сударий. При крестоносцах Святое Древо также, несомненно, находилось в Иерусалиме и не раз служило ободрением и охраною их войскам в битвах с неверными. Однако дальнейшая судьба Честного Древа Креста Господня неизвестна в точности. Весьма вероятно, что с течением времени, постепенно уменьшаясь в своем объеме, вследствие благочестивого желания различных обителей и монастырей иметь у себя частицу Святого Древа, оно совершенно было раздроблено на отдельные частицы, которые и указываются теперь во многих храмах и монастырях. В частности, в Риме, в базилике Святого Креста хранится деревянная дощечка, которую выдают за ту дощечку - titulus, которая была прибита над головою Спасителя и после найдена св. Еленою лежащею отдельно от Креста.

И ныне, в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, мы, христиане, можем лишь мысленно воздать благоговейное поклонение Честному Древу Креста, на котором был распят наш Спаситель. Но этот Крест неизгладимо начертан на благодарных сердцах наших, а вещественный образ его - св. крест пред нами - в храме, на нас - на нашей груди, в наших жилищах.

"Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство!" (стихира самогласна).

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru  
Эти hd видеоролики можно смотреть онлайн. | В этой категории хотфиеста собрано русское видео. | реабилитационный центр после инсульта