На главную страницуПравославие Волгодонска



ОБРАЗ БОЖИЙ

Увеличить

Нет необходимости обосновывать ту простую истину, что образование является одним из тех краеугольных камней, на которых стоит и строится само бытие народа во всем многообразии сторон его жизни. Сегодня, накануне Дня знаний, поговорим об этом применительно к русскому духовному образованию - на материале статьи профессора Московской Духовной академии А.И. Осипова.

Первичность духовного образования и по существу, и по времени возникновения на Руси, и по значимости в развитии русской образованности и всей культуры бесконечно велика. Но духовное образование часто смешивают с богословским, хотя они представляют собой две различные области.

Понятие "образование", имея своим корнем слово "образ", указывает на целенаправленный процесс упорядочения и повышения уровня организации того, кто еще находится в состоянии некоей неоформленности, неопределенности, без-образности. Человек, будучи по своей природе существом не просто биологическим, но прежде всего духовно-нравственным, обладающим свободой воли, в процессе своего развития может приобрести различный до противоположности образ: от человека богоподобного до апокалипсического человека-зверя. Отсюда проистекает основная задача образования - дать такое направление становлению образа, которое возвело бы личность на достойный духовно-нравственный уровень, делающий ее полноценным членом Церкви и государства.

Решение этой задачи возможно при условии, прежде всего, верного понимания человеком смысла своей жизни, всей своей деятельности. Для христианина этот смысл ясен. Он состоит в уподоблении всесвятому Богу (Мф. 5: 48) через исполнение заповедей Евангелия и покаяние. Это - духовное образование человека. Оно исцеляет душу и тело от искажающих пороков и страстей, и происходит освящение человека божественной благодатью. Тогда он становится способным к восприятию того, о чем восклицал апостол Павел: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9).

На этом пути духовного образования богословские знания занимают скромное место. Об этом свидетельствует история Церкви множеством своих святых, имевших часто очень незначительный богословский кругозор, и, тем не менее, достигших высот богопознания. В отличие от наук богословских, дающих, по выражению святителя Феофана, лишь "умовое" знание, они опытно осваивали ту науку, которая включает в себя не отвлеченные теоретические знания о духовном пути, но которые необходимы для ее практического осуществления в своей личной жизни. Данная наука, именуемая аскетикой, и являющаяся по своей значимости для христианина, по убеждению Отцов, наукой из наук и художеством из художеств, дает знания о самых важнейших вопросах духовной жизни: ее сущности, законах и этапах развития, опасностях на этом пути, способах борьбы со страстями и множестве других. Все они сводятся к одной цели - образовать из человека с языческими началами жизни (по авве Дорофею: сластолюбием, сребролюбием, славолюбием) христианина, способного отложить все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие, ложь, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, более же всего в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3:8-14).

Этим духовное образование принципиально отличается от богословского, теоретического, которое носит рациональный характер и большей частью не связано с личной духовной активностью человека, что нередко приводит к такому охлаждению его души, что он, признавая даже бытие Бога и Христа и внешне оставаясь членом Церкви, оказывается безрелигиозным в своей жизни. Об этом писали многие святые и подвижники веры, особенно XIX-XX веков, когда именно богословское образование приобрело господствующий характер в духовных школах.

Роль богословского образования в образовании духовном - подготовительная. Богословие научное призвано, во-первых, дать христианину те теоретические знания, которые необходимы для правильной духовной жизни, ибо без них практически трудно не сбиться с пути.

Во-вторых, оно необходимо, чтобы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Ибо Сам Господь повелевает: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28:19-20). Однако и в богословском образовании цель у человека должна оставаться той же - понять, как исцелиться от страстей, а не стать еще одним носителем богословских знаний, но с прежним языческим образом жизни. Ибо формальные богословские знания может иметь и верующий, и неверующий, и совершенно нерелигиозный человек.

Христос предупредил о том, к каким последствиям может привести одно богословское образование без духовного: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас (Мф.23:15). Подобное случалось в течение всей истории христианства. Поэтому в святоотеческих творениях постоянно звучит предупреждение об опасности увлечения тонкостями богословия, не получив основ образования духовного. Так, свт. Григорий Богослов пиал: опасно бросаться в море богословия неочищенному от страстей. Преподобный Каллист Катафигиот говорит: ум должен соблюдать меру познания, чтобы не погибнуть. Подобных высказываний множество.

Поэтому первой задачей богословского образования является обоснование и укрепление веры в Бога и во Христа, чтобы она из поверхностной, слепой, носящей часто смутный характер, стала зрячей и прочной, не только укрепляющей самого верующего в правильной христианской жизни, но и способной быть основой живой проповеди Евангелия Христова любому ищущему истины человеку.

Главным же содержанием богословского образования должно быть знание основных вероучительных истин христианства и святоотеческих основ духовной жизни. Здесь обширное поле изучений. И одной из важнейших задач сегодня, когда всё с большей силой в сознание людей внедряется идея единства и равноценности всех религий, является показать те объективные аргументы, которые свидетельствуют, что христианство это не плод земли, не результат религиозных и философский исканий отдельных людей, но что оно имеет божественное происхождение, и, следовательно, открывает человеку истинный смысл и истинный путь его жизни.

Историю нашего духовного образования можно достаточно четко разделить на два принципиально отличных друг от друга периода. Первый заканчивается, фактически, эпохой учеников преп. Сергия Радонежского в ХV-м столетии, в котором наиболее ярко проявилась церковно-духовная устремленность русской образованности, и который, несмотря на тяжелейшие исторические потрясения, оставил неизгладимый след в самой сокровенной части души русского человека до сего дня.

Второй период уже определенно обозначается с первой половины ХVI-го столетия. В ХVII-м веке с возникновением Киево-Могилянской коллегии, а затем в 1685 году первого высшего учебного заведения в России Славяно-греко-латинской (впоследствии Московской духовной) академии, ставшей матерью Академии Наук и Московского Государственного Университета, а также других духовных академий, семинарий, школ - новое направление становится господствующим в русском духовном образовании до настоящего времени.

Какие цели образования были первостепенными в эти эпохи?

Для древнерусского сознания основная цель состояла в том, чтобы сделать человека святее, указать ему путь и средства очищения и восстановления в себе "прежде падшего" образа Божия, уподобления Христу, всем святым, показавшим совершенный образ человечности.

Такая цель естественно вытекала из христианского мировоззрения русского человека, и святоотеческого понимания им самой сути богословия, которое заключалось, в отличие от западного, рассматривающего богословие как науку чисто рациональную, в опытном богопознании. Центральная мысль этого богословия глубоко выражена в ясных и точных словах одного из самых читаемых и почитаемых на Руси древних святых преподобного Иоанна Лествичника: "Совершенство чистоты есть начало богословия".

Такое образование было для человека не самоцелью, не средством к земному успеху, ибо подчинялось главной цели - духовному и нравственному становлению личности. В то время еще понимали, что духовно цельный человек и худое сделает прекрасным, а многознающий, но морально неустойчивый и лучшую жизнь может превратить в ад.

Эта цель образования - сделать человека, прежде всего, чистым, а не многознающим, находила отклик и принималась во всех слоях русского общества, становясь достоянием, практически, всего народа, даже неграмотных, поскольку отвечала на самый волнующий человека вопрос: зачем я живу? Поэтому образование и в великокняжеских палатах, и в боярских теремах, у служилых людей, в купеческих домах и в семьях простого люда получало один и тот же целенаправленный духовный характер. Так воспитывался весь народ и постепенно, несмотря на постоянное противоборство языческих начал жизни, созидался общий дух нации, утверждался в сознании идеал святой Руси.

Монастыри, создававшие совершенно уникальный климат целостного воспитания человека, прежде всего, были Подлинными "университетами" такого образования. В монастырях формировалась наука, замечательная по своей неразрывной связи между теорией и практикой. В них, получая навык правильной христианской жизни от стоящего рядом духоносного наставника, ученики-послушники получали действительно образование.

Из монастырей шла и основная книжность, в которых она формировалась, главным образом, на православной византийской литературе, несущей с собой высшую образованность того времени. Переводы в монастырях делались не случайные: брали лучшие книги, воспитывающие и ум, и душу человека. Такая, проверенная критерием истинной мудрости и святости литература закладывалась в основу всего образования на Руси.

Увеличить

Во втором периоде происходит принципиальная смена приоритетов и в цели, и в методах образования. Духовное образование постепенно уходит от своей основной цели - исцеления человека от страстей и приобщения благодати Божией, - и подменяется другой целью: точного исполнения христианином церковных предписаний, богослужебного Устава, правил, обрядов, "предания старцев" (Мф. 15; 2-3). "Наружные", видимые формы церковной жизни, "буква" закона, "благолепие" (богатство) монастырей, храмов, церковных служителей всё более становятся первичными в духовном образовании христианина. Богословие приобретают другое значение и другую цель. Оно изучается уже не для того, чтобы правильно жить, но как одна из обычных гуманитарных дисциплин.

Итак, не святость человека, а обширность и разносторонность знаний становятся во втором периоде главной задачей образования. Конечно, так прямо никто не говорил - тем более, что и святость не отвергалась. Но как цель духовного образования она исчезает, и богословские знания вместо того, чтобы быть источником научения человека опытному богопознанию, превращаются в "сумму" знаний, в самодовлеющую ценность, независимую от степени ее необходимости и полезности для духовной жизни обучающегося.

Именно упадок духовной жизни, в первую очередь в церковной среде, и обусловил усвоение западной идеи образования, идеи по самому существу своему бездуховной, исходящей из тех языческих требований жизни, которые отвергнуты были Христом в пустыне: искание наслаждений, богатства и гордостной славы. Но образование, забывшее о единственной и непреходящей своей цели - воспитание святого человека по образу Христа, и поставившее во главу угла туманную идею социального прогресса, неминуемо приносит горькие плоды. Но разве может духовное образование отрицать Бога и Христа? Как видим, и могло, и может, если забывает самое ценное и великое в этом мире - душу человека, перестает быть духовным. Тогда закономерно наступают всё сокрушающие революции, перестройки, реформы...

Таков основной урок истории русского духовного образования. Будет ли он учтен сегодня, или мы опять, как ничего не помнящие, побежим за окончательно омирщенной Европой?!

Основная проблема современных духовных школ - острый недостаток руководителей и педагогов надлежащего уровня, но прежде всего, духовных наставников. В настоящий момент разработана новая концепция духовного образования. В ней очевидный акцент сделан на научную подготовку преподавательских и богословских кадров. Вопрос же вопросов - духовное воспитание будущих пастырей и педагогов - остается, как и прежде, открытым. Это обусловлено тем, что трудно, очень трудно найти в наше время совмещающих в себе и достаточные знания, и понимание священного наследия отцов Церкви, и действительное, а не просто привычное благочестие, и здравую рассудительность, - "оскуде преподобный". Но ясно, что только здоровый дух может дать истинное духовное образование.

В настоящий момент, когда происходит, по-видимому, последняя битва за спасение России от лжедуховного иноземного порабощения, от духовных школ зависит очень многое. Они, и в первую очередь академии, могли бы дать те двуедино, духовно и богословски, подготовленные кадры, без которых Церковь с быстро заполняющим ее большим процентом духовно неутвержденных людей, будет неуклонно терять свой авторитет, и русский народ окажется во власти подготовленных проповедников инославия, иноверия, безверия. Это прямо следует из того, что в настоящий момент духовное состояние нашего общества находится на грани самого шаткого баланса между Православием и каким угодно инаковерием.

Сейчас на территории бывшего Советского Союза и за его пределами в различных религиозных школах терпеливо, без шума, основательно готовится для нашего народа большое количество учителей старых и новых вер. Иноверные идеологи прекрасно понимают, какое важное значение имеет хорошо подготовленный проповедник, миссионер. Они ловят момент. И если православные школы не получат равноценной поддержки, то наш народ расправославится. Это - серьезный вызов Русской Церкви и самой жизни нашей нации.

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru