На главную страницуПравославие Волгодонска



Духовный смысл Великой Победы

Георгий Победоносец

Приближается День Победы в Великой Отечественной войне - 69-я годовщина этого исторического события в жизни нашего народа. Замечательно, что память об этом важнейшем в истории Отечества событии сохраняется, несмотря на то, что естественным образом время, отделяющее нас от дня Победы, становится все более продолжительным. А 6 мая Русская Православная Церковь празднует память святого великомученика и Победоносца Георгия, дивного угодника Божия, который во времена языческих гонений в Римской империи жизнь свою отдал в мучениях за верность Господу. И Господь дал ему огромную силу, ибо за верность и веру Бог дает силу людям. Поговорим сегодня о победе над врагом и о победе над собою - над своими страстями и эгоизмом.

Совершенно неслучайно, что символами побед в войнах стали святые мученики: святой великомученик Георгий, святой великомученик Феодор Стратилат и многие другие, потому что от воина требуется то же самое, что и от мученика - вера и верность. Вера в Бога и вера в то, что воин делает правое дело; и эти вера и убежденность в правоте своего дела должны сопровождаться верностью даже до смерти. И неслучайно Великая Отечественная война закончилась в день святого великомученика Георгия Победоносца. Мы празднуем День Победы в годовщину подписания капитуляции, которая состоялась в Берлине 8 мая (ввиду разницы во времени в Москве к моменту капитуляции было уже за полночь, а потому праздник Победы отмечается 9 мая). Но война кончилась 6 мая, в день великомученика и Победоносца Георгия, который всегда являлся покровителем града Москвы.

Это не просто совпадение или стечение обстоятельств. Война началась в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших. Те, кто задумал вступить 22 июня 1941 года на нашу священную землю, не знали нашего церковного календаря. В день, когда весь наш верующий народ обращался к Богу, прося милости у святых угодников Божиих, на нашей земле просиявших, - именно в этот день как великое кощунство, как издевательство над духовной жизнью людей посыпались бомбы на головы нашего народа.

Празднование Победы в день святого великомученика Георгия Победоносца, когда окончилась война, было ответом тем, кто недоумевал, почему 22 июня, в воскресенье, на нас напал враг. Враг бросал вызов не только государству, тогдашнему Советскому Союзу. Ведь когда речь идет о жизни миллионов людей, то речь идет о чем-то гораздо большем, чем государство. Речь идет о том, что является колоссальной ценностью в глазах Божиих - о жизни народа, о вере, святости, чистоте, о том, с чем мы предстанем пред лицом Божиим. Всему этому был брошен страшный вызов, и мы знаем, как дорого стоила нам Победа.

Почему так случилось? Ни один грех не проходит мимо Бога. Все, что мы совершаем в своей личной, общественной, государственной жизни, - все это заносится в Божественную книгу жизни. Господь по милости Своей, не желая наших вечных мук, проводит нас через эти временные испытания, и мы должны воспринимать их как дар Божественной справедливости и дар Божественной любви - не роптать, но призывать имя Божие, в покаянии и вере склоняя пред Богом свои главы.

А что же в ответ? В ответ Господь совершает чудеса, как Он совершил чудо избавления Москвы, как Он совершил чудо спасения страны нашей и всей Европы. И знамением этого чуда явилось окончание военных действий в день праздника святого великомученика и Победоносца Георгия по нашему церковному юлианскому календарю. Это тоже было знаком того, что особая роль была у страны и народа нашего в той великой священной Победе.

Что же произошло и почему же народ наш одержал победу? Архангел Михаил был призван низвергать зло с небесных обителей, не допускать носителей зла в общение с Богом и ангелами. Святой Георгий Победоносец, будучи человеком, имея собственную жизненную историю, также победил страшного дракона, олицетворявшего зло - то же самое зло, с которым боролся и Архангел Михаил; но здесь уже был некий физический образ, это было зло, включенное в человеческое бытие, в человеческую историю, в человеческую жизнь.

Георгий Победоносец

Великая Отечественная война была войной со злом, так же включенным в человеческую жизнь, так же захватившим умы и сердца людей, так же приведшим к жертвам и трагедиям. И то, что народ наш горячо молился святому великомученику Георгию, было неслучайно. Неслучайно, что гвардейские ленточки даже советской армии - это ленточки ордена святого великомученика Георгия Победоносца, потому что глубоко утвердилось в сознании людей, что святой великомученик Георгий есть победитель - победитель зла в человеческой истории.

Существует множество слагаемых у нашей Победы. Это, несомненно, героизм людей, их способность идти на жертву. Это, несомненно, организация, которая, может быть, не с самого начала войны работала совершенно, но, тем не менее, в значительной степени обеспечила разумные, убедительные действия и яркие победы.

Военачальники, полководцы, наши солдаты - это непосредственные участники той самой битвы со злом. Той битвы, которую святой великомученик Георгий вел со злом. Со злом, которое явлено, персонифицировано в конкретных человеческих личностях и конкретных человеческих деяниях. Но мы знаем, что причина зла - вне этого видимого мира, там, где была первая битва Архангела Михаила с падшим Денницей.

Поэтому всякий раз, когда мы выступаем на стороне правды, веры, мира, любви, чистоты, когда мы утверждаем Божии заповеди как основополагающий нравственный закон жизни современного человека, мы осуществляем волю Божию. Как люди несовершенные, мы не можем ее реализовывать совершенно, делаем ошибки; иногда, может быть, не хватает остроты ума и духовного зрения, чтобы избежать каких-то неправедных действий. И, тем не менее, когда мы, Церковь Божия, утверждаем великие Божественные истины, положенные в основу человеческого бытия, мы одним этим уже вступаем в невидимую брань с теми, кто был низвергнут Архангелом Михаилом.

Эта брань не всегда проходит только на глубине человеческих сердец. Она выплескивается вовне в совершенно конкретные человеческие деяния, исторические события, и Великая Отечественная война является ярчайшим примером материализации той злой силы, которая, облекшись в силу человеческую, несла в себе смерть и разрушение для всего мира. Именно поэтому участие христианина в борьбе со злом - даже тогда, когда зло материализовано, даже тогда, когда зло принимает конкретные формы, даже тогда, когда сама борьба принимает конкретные видимые формы, - является делом богоугодным.

Сердце радуется тому, что сегодня на просторах исторической Руси происходит возрождение веры. И как бы ни злобствовали те, кому это возрождение неприятно, оно совершается не потому, что кто-то приказал народу возродиться в вере, не потому, что кто-то перстом с высоты указал, кому и куда идти, а потому, что наш народ, пережив все эти муки и страдания, понял - как, может быть, ни один другой народ - великую истину, что жить нужно с Богом и по Божиему закону.

И сегодня наша молитва именно об этом - чтобы крепка была вера нашего народа, чтобы мы могли справляться с нашими жизненными трудностями так же, как наши предки справились со смертельной опасностью, чтобы Господь даровал нам частицу той верности и веры, которые имел святой великомученик Георгий Победоносец, святые мученики, ставшие символами Победы - той Победы, которая совершилась по Божией воле.

Только так мы воспринимаем нашу Победу. И если мы забудем о духовном и религиозном измерении Победы, то это будет кощунством по отношению к Богу. В ответ на наши неимоверные усилия, в ответ на высочайший героизм народа, в ответ на напряжение всех сил Господь даровал Победу, и из Его спасающей десницы мы получили избавление. И потому мы возносим благодарственную молитву, особенно сегодня, о стране нашей, о народе нашем, о первопрестольном граде Москве.

Скоро в Москве и во многих других городах пройдут парады. Люди выразят свою радость и гордость, прославят ветеранов. Православная Церковь в этот день совершит памятование о Великой Победе теми средствами, которые соответствуют призванию Церкви: в храме Божием мы вознесём молитву Господу о нашем Отечестве, о народе нашем, молитву о ветеранах и, конечно, заупокойную молитву о тех, кто жизнь свою отдал на поле брани, в плену, в заточениях, в горьких работах, кто погиб от голода и холода, как это было в осажденном Ленинграде и в других местах. Неизмерима бездна человеческого страдания. Но Церковь взирает на всё то, что произошло с нашим народом, тем духовным зрением, которое ей дано.

Учитывая совершенно особое значение Дня Победы в Великой Отечественной войне для нашего народа, вот уже пятый год 9 мая во всех храмах Русской Православной Церкви совершался особым чином благодарственный молебен, подобно тому, как после Отечественной войны 1812 года по благословению Святейшего Правительствующего Синода во всех храмах совершался особый благодарственный молебен, чин которого дошёл до нашего времени. Одновременно в этот же день совершается особое поминовение усопших вождей и воинов, на поле брани и в иных обстоятельствах в Великой Отечественной войне жизнь свою за веру и Родину отдавших.

Церковь взирает на минувшую войну не так, как смотрят на нее историки или политики. У Церкви особый взгляд, особый угол духовного зрения - способность видеть и понимать сделанные ошибки, извлекать из опыта прошлого важный урок для себя. Духовное зрение есть также способность избегать ошибок в будущем. Именно Церковь является хранительницей той великой правды, что все в мире проистекает от соприкосновения добра и зла. И когда добро побеждает, то последствия одни; а если зло побеждает, то последствия другие.

Мы знаем, что происходило в народе нашем после кровавых событий начала XX века. Сколько же было неправды, зла и человеческих страданий! Но Господь смыл эту неправду и это зло кровью нашей, кровью отцов наших, как то было не единожды в истории рода человеческого. И потому мы должны проникнуться особым пониманием искупительного значения Великой Отечественной войны - это и есть религиозное понимание.

Конечно, у войны были и свои, человеческие причины - злая, безумная воля определенного круга людей. Но ведь и та злая воля была затем проведена через горнило искупления. Пред Богом не исчезает ни одно слово, ни одно дело; и Бог восстанавливает справедливость не только после нашей смерти и не только на Страшном суде. Бог нередко восстанавливает справедливость и в течение жизни одного поколения.

Как же мы должны дорожить подвигом одного поколения! Как мы должны благоговеть перед этой кровью! Как мы должны благодарить Бога за победу, за то, что пролитие крови не обернулось поражением и новыми скорбями, которых уже никогда бы не выдержало наше Отечество! С какой благодарностью мы сегодня должны возносить к Нему свои взоры и свои молитвы за подлинное избавление страны нашей!

Когда какие-то доморощенные историки говорят нам, что здесь, у нас, зло было не меньшее, чем там, они дальше носа своего не видят и за своим весьма примитивным и греховным анализом не видят Божественной перспективы. У них другой угол зрения, чем тот, о котором мы сегодня говорим.

Великая Отечественная война явила нам Божию правду о нас самих. Она наказала нас за грех, но явила нам великую славу и силу нашего народа. Мы победили самого страшного врага, которого никто не мог победить, и этой победой Бог словно говорит нам: "Вы можете. Не грешите. Не склоняйте свою голову перед грехом. Живите по Моей правде, и вы все сможете".

Мы сегодня проходим через какие-то кризисы, какие-то неурядицы - все это забывается даже не за жизнь одного поколения, а за один месяц или один год. Но ведь всем этим обычным, каждодневным жизненным проблемам мы отдаем сегодня все свои силы и не видим стратегической Божественной перспективы, которую мы как народ должны видеть.

Поклонная гора

Значение дня 9 Мая в том, что мы через воспоминание нашей Великой Победы способны обрести то зрение, которое является самым важным. Молитва Церкви о том, чтобы мы никогда не теряли своего внутреннего духовного зрения, а те, кто потерял, - чтобы обрели его. И тогда больше не потребуется никаких всенародных искупительных жертв.

Мы имеем силу побеждать, а вместе с ней и великую ответственность не уклоняться от этой исторической обязанности быть победителями.

Совершая благодарственный молебен о Великой Победе, мы будем просить Господа об Отечестве своём, о народе нашем, о духовном зрении, без которого невозможно идти вперед, - дабы День Победы не только обращал наш мысленный взор в прошлое, но помогал уверенно, с надеждой на Бога идти в будущее.

В этот день хотелось бы пожелать мира душевного, здравия духовного и телесного, спокойствия всему нашему народу, способности отличать все те человеческие конфликты и столкновения, которые легко решаются человеческой мудростью, способностью идти на компромисс, способностью пожертвовать собой ради более высокой цели, - от тех конфликтов, где является зло, с которым не может быть никакого компромисса.

Церковь не призывает к крестовым походам против тех, у кого есть некие политические разномыслия или отличающиеся взгляды на жизнь общества и государства, потому что наша борьба не с плотью и кровью (см. Еф. 6:12). Все человеческие разногласия, пока в них не входит глубинное противостояние добра и зла, могут и должны решаться миром, добрым словом, взаимным прощением, любовью. Там же, где зло являет себя в образе человеческом и несет свою разрушительную силу, - там Церковь и народ должны сугубо бодрствовать.

Верим, что Господь не оставит Отечество наше, не оставит Церкви нашей, не оставит всех тех, кто, подобно Георгию Победоносцу, готов пресекать зло в нашей жизни, всех тех, кто с именем Божиим связывает свою собственную жизнь и Богом проверяет смысл исторических событий.

Из проповедей Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси
Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru