На главную страницуПравославие Волгодонска



Ангельский ум

Увеличить

Если говорить о таком человеке, как святитель Игнатий, память которого Русская Православная Церковь празднует 13 мая, то с самым благодарным чувством за ту духовную пользу, которую он принес Церкви, принес всем тем, кто искренне желает стать действительным христианином. Есть ли основания для таких слов? Да, о нем произнесены столь возвышенные слова известных подвижников и святых нашей Церкви, которых не найдем ни о каком другом духовном писателе 19-го века. И их слова являются лучшим свидетельством в оценке этой выдающейся личности.

Прежде всего, что говорят о нем оптинские старцы, с которыми он общался, фактически, в течение всей своей жизни?

Преподобный Макарий Оптинский (+1860) сравнивает святителя Игнатия с великим подвижником древней Церкви Арсением Великим. "Был Великий Арсений, и у нас в России был бы свой Великий Арсений, если бы он пошел другой дорогой. Это - Игнатий (Брянчанинов). Это был великий ум". Редкая оценка из уст Преподобного!

О том, насколько его влекла другая дорога, упоминаемая прп. Макарием, с полной очевидностью открывается из откровенных признаний самого свт. Игнатия. О своем настоятельстве в столичной Сергиевой обители он писал: "Ни к чему в ней не прилепилось сердце, ничего мне в ней не нравится. Я занимаюсь устроением ее как обязанностью, принуждаю себя любить Сергиеву пустынь. Обитель эта совершенно не соответствует потребностям монашеской жизни. Одного прошу, чтоб развязали меня с Сергиевой пустынью. Всякое решение Святейшего Синода приму с благодарностью". В другом письме он открывает свою душу: "Я всегда желал глубокого уединения… С тою целью оставил я мир, с этой постоянною целью совершаю двадцатый год в монастыре".

Не по душе был ему этот шумный, людный монастырь. Не этой дороги он желал, но поставленный на нее, с терпением шел ею половину своей сознательной жизни. Поэтому, прекрасно знавший об этом прп. Макарий, когда писал о другой дороге свт. Игнатия, то говорил не о его уходе с избранного пути, а о промысле Божием, видевшим, какой путь наиболее полезен и ему, и Церкви. И действительно Россия получила великого духовного наставника всех искренно ищущих евангельской жемчужины (Мф. 13: 45-46).

Сохранилось и другое необычное и глубоко проникновенное воспоминание о свт. Игнатии преподобного Варсонофия Оптинского (+1913): "Когда я читаю его сочинения, - говорил он, - я удивляюсь прямо ангельскому уму, его дивно глубокому разумению Священного Писания. Я как-то особенно располагаюсь к его сочинениям, они как-то особенно располагают к себе мое сердце, мое разумение, просвещая его истинно евангельским светом". "Сочинения преосвященного Игнатия (Брянчанинова) необходимы, они, так сказать, азбука духовной жизни". В том же духе говорят свт. Феофан Затворник и ближайший ученик прп. Варсонофия прп. Никон (Беляев) Оптинский (+1931), который не расставался с книгой свт. Игнатия "Приношение современному монашеству" даже во время своего пребывания в тюрьме.

Так же высоко оценивали свт. Игнатия последующие известные подвижники нашей Церкви: игумения Арсения (Себрякова, +1903); схиигумен Иоанн Валаамский (Алексеев, +1958); псковский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин, +2006).

Игумен Никон (Воробьев, +1963), который в долгих и безуспешных поисках духовного руководителя нашел, наконец, такового в творениях святителя Игнатия, с глубоким чувством писал: "Как я благодарен ему за его писания! Не понять и не оценить его - значит, ничего не понимать в духовной жизни. Смею сказать, что сочинения епископа Феофана (да простит мне св. владыка) - работы школьника по сравнению с трудами профессора - творениями епископа Игнатия (Брянчанинова). Вот что самое дорогое хотел бы я Вам пожелать, если бы Вы спросили меня - постоянно вникайте в Игнатия Брянчанинова и идите указанным им путем. Это - путь всех древних Отцов, путь, пройденный и самим Игнатием… Это-то и делает его писания особенно ценными" (Письмо от 18/02-1945).

"Все его писания взяты из Отцов и приспособлены для нас. Он пишет о самом нужном - о покаянии, которое есть единст-венная дверь ко всему доброму" (Письмо от 15/XI-50).

"Лучшего учителя для нашего времени нет" (Письмо от 1956 г.).

А надписывая сочинения Святителя одному близкому человеку, игумен Никон завещал: "Для нашего времени нет лучшего путеводителя в таинственную Землю Обетованную, как творения епископа Игнатия Брянчанинова. Его святыми молитвами да подаст тебе Господь войти в нее и обитать на ней. Храни эти книги до вхождения как необходимое и незаменимое руководство на пути, а если войдешь - как напоминание о долге благодарности своему великому учителю епископу Игнатию".

Все эти свидетельства прославленных святых и широко почитаемых подвижников нашей Церкви достаточно показывают, кем для них явился свт. Игнатий и кем, следовательно, он должен быть теперь для каждого православного человека. В настоящее время, когда издается огромное количество благочестиво-пустой и лжедуховной литературы творения Святителя для ищущих духовной жизни приобретают особую ценность. Они не только являются верным указателем правильной христианской жизни, но и ограждением от всевозможных ошибок и заблуждений на этом пути.

Почему сегодня, спустя 150 лет после блаженной кончины святителя Игнатия, Церковь с таким вниманием вспоминает этого духовного наставника? Что столь ценное оставил он своим потомкам, за которое они с великой благодарностью чтут его память? Почему все те, кто действительно озабочены своим бедственным духовным состоянием и горячо и искренне ищут правильного пути к совершенной жизни, всегда обращаются именно к этому русскому святителю, к его творениям?

Ответ на эти вопросы очевиден. Еще никто из отечественных духовных наставников последних двух столетий не имел таких исключительно высоких оценок от прославленных святых Русской Церкви и ее подвижников, как свт. Игнатий и его аскетические творения. Таков его бесспорный авторитет в вопросах духовной жизни.

Необходимо отметить еще один важный момент. В настоящее время, когда всё сильнее сказывается влияние протестантского убеждения, которое практически любой личный духовный опыт рассматривает как действие Святого Духа и, следовательно, как правильный и спасительный, особую остроту приобретает вопрос о критериях истинности в духовной жизни. И здесь имя свт. Игнатия становится особенно значимым, ибо он на основе святоотеческих творений показал, что духовная жизнь это не хаос мистических состояний, что она имеет свои непреложные законы, отступление от которых приводит человека не к Богу, не к действию Его благодати, а к переживанию своих нервно-психических состояний и, нередко, демонических наваждений. Святые Отцы называли веру своему личному опыту, не основанному на опыте святоотеческого Предания Церкви, не проверенному этим единственно верным критерием, одним ёмким словом - прелесть.

Православие, по учению свт. Игнатия, тем принципиально и отличается от других конфессий, что для него критерием истинного богопознания является не свое личное переживание и не мнение какого-либо единичного авторитета: священнослужителя, богослова, даже святого Отца, - но то и только то, что соответствует открытым и проверенным совокупным опытом Отцов законам духовной жизни.

В этом отношении творения свт. Игнатия представляют большую ценность, поскольку в них выражен не просто плод его личного опыта, но святых отцов Церкви, их опыта богопознания, на основе которого он дал объективную и точную оценку опыта и учения католических аскетов и протестантских мистиков.

Аскетические творения святителя Игнатия являются своего рода святоотеческой энциклопедией духовной жизни православного христианина. Они дают тщательно выверенное и ясное изложение всех важнейших сторон духовной жизни, в том числе и опасностей на ее пути, как это раскрыто в святоотеческом наследии Церкви.

Значимость творений Святителя особенно возросла теперь в связи с оскудением духовных руководителей. Ибо его творения преподают духовный опыт Церкви применительно к психологии, душевным силам и духовному уровню человека его эпохи и нашего времени, монаха и мирянина, погруженных в водоворот стихий этого мира, в атмосферу глубокой омирщенности сознания, поразившей современное христианство.

Непреходящая значимость его аскетических сочинений открывается в детальном раскрытии в них главнейшего делания христианина - молитвы, которая фактически оказалась в большой степени подмененной совершением лишь её внешней формы. Он обращается к верующим со странным, на первый взгляд, призывом: нужно учиться молитве! Но этот призыв исходит из знания реального состояния христиан. За два года до своей кончины он писал: "В настоящее время - существенная нужда в правильной молитве, а ее-то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, а ищут наслаждения и восторгов, льстят себе, и орудием, данным во спасение, убивают свои души. Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она - существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению. Наставников нет!" (Письмо от 29/1-1865). Поэтому "научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно - и удобно наследуешь спасение" (Письмо от 29/1-1865).

Невозможно передать всё то богатство существенно нужных христианину знаний о духовной жизни, которые оставил мудрый Святитель в своих творениях.

Но взыскующий найдет!

Из выступления А.И. Осипова, профессора МДА
Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru