На главную страницуПравославие Волгодонска



АНГЕЛ ПУСТЫНИ

Увеличить

Каждый год 7 июля мы вспоминаем событие, которое особым образом отмечено в истории Евангельской, в истории церковной, - Рождество пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. О том, как это было и какое значение имеет для ищущих спасения, читайте в нашем материале сегодня.

Православная энциклопедия: Родители святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - св. прав. пророк Захария и св. прав. Елисавета жили в одном из городов Иудеи "во дни Ирода, царя Иудейского" (Лк. 1. 5). Благочестивые (Лк. 1. 6) супруги преклонного возраста не имели детей, поскольку Елисавета "была неплодна" (Лк. 1. 7, 36).

Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления арх. Гавриила, который сказал ему: "...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн" (Лк. 1. 13). Хотя Захария, судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва Захарии о том, чтобы Бог простил народу грехи: "Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу". Вместе с тем в Ветхом Завете приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт. 25. 21; 30. 22; 1 Цар. 1. 10-13, 17), поэтому Захария мог также молиться и о рождении сына. По обетованию архангела Гавриила сын его "не будет пить вина и сикера" (Лк. 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев. 10. 9; Суд. 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись "Духа Святого... еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их" (Лк. 1. 15-16), а также "предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный" (Лк. 1. 17).

Захария выразил сомнение в возможности рождения сына, т.к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем (Лк. 1. 22; ср.: Лк. 1. 62). "Справедливо подвергается тому и другому - глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий - молчанием". В этом состоянии Захария пребывал до дня появления на свет его сына, ставшего в последующем пророком и проповедником покаяния в Израиле и Предтечей Господа Иисуса Христа. По всей видимости, в этом рассказе раскрывается тройной смысл немоты Захарии: как наказания, как знамения того, что предсказанное сбудется (ср.: Быт. 15. 9-21; Суд. 6. 36-40; 4 Цар. 20. 8-11; 1 Цар. 10. 2-16; Лк. 1. 36; 2. 12), а также как мотива апокалиптического сокрытия, согласно которому немота Захарии должна была стать средством сохранения в тайне от людей божественных замыслов до момента их исполнения (ср.: Дан. 8. 26; 12. 4, 9; Откр. 10. 4). Кроме того, неверие Захарии противопоставляется вере Марии, о которой повествуется далее в Евангелии (Лк. 1. 45). Стоявший вне святилища народ, после того как Захария вышел к ним и "объяснялся... знаками" (Лк. 1. 22), понял, что ему было видение.

Вскоре Елисавета зачала сына и никому не сообщала о беременности пять месяцев, радуясь чуду Божию, снявшему с нее "поношение между людьми" (Лк. 1. 25), т.е. избавившему от бесплодия (см.: Быт. 30. 1; Исх. 23. 26; 2 Цар. 6. 23 и др.). Неожиданное чудесное разрешение от неплодия престарелой Елисаветы в исполнение слов архангела Гавриила и молитв праведного Захарии имеет параллели в Ветхом Завете, например в истории Сарры (Быт. 17. 15-21; 18. 9-15; 21. 1-7), Ревекки (Быт. 25. 21), Анны (1 Цар. 1. 1-20) и др. Эти примеры дают основания видеть в ребенке Елисаветы того, кто сыграет важную роль в жизни Израиля.

Когда Елисавете исполнилось время родить сына, соседи и родственники ее сорадовались ее радости и в восьмой день собрались к ней, чтобы совершить установленный еще при Аврааме (Быт. 17:11-14) и требуемый законом Моисея (Лев. 12:3) обряд обрезания. Чрез обрезание новорожденный вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником. При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. Поэтому не могло не вызвать общее недоумение желание матери назвать его Иоанном. Евангелист подчеркивает нам это обстоятельство очевидно потому, что и оно чудесно: желание Елисаветы назвать младенца Иоанном было плодом внушения Святого Духа. За решением обратились к отцу. Он, испросив дщицу, намазанную воском, написал на ней палочкой, для этого употреблявшейся: "Иоанн будет имя ему", и все удивились необычайности совпадения желания матери и глухонемого отца назвать сына именем, которого не было в родстве их. И тотчас, по предсказанию Ангела, разрешились уста Захарии, и он в пророческом вдохновении, как бы предвидя уже наступление царства Мессии, стал прославлять Бога, посетившего народ Свой и сотворившего избавление ему, Который "воздвиг рог спасения в дому Давида".

Далее Захария предрекает своему сыну будущее, предсказанное Ангелом, говоря, что он наречется пророком Вышнего и будет предтечею Божественного Мессии, указывает и цели служения Предтечи в том, чтобы приготовить людей к пришествию Его, дать уразуметь народу израильскому, что спасение его состоит не в чем ином, как именно в прощении грехов. Поэтому Израиль должен искать не мирского величия, о чем мечтали тогдашние духовные вожди его, а праведности и прощения грехов. Прощение же грехов придет "от благоутробного милосердия Бога нашего, вследствие которого приходит к нам Восток свыше", т.е. Мессия-Искупитель, каковым именем Его называли еще пророки Иеремия (25:5) и Захария (3:8 и 6:12).

По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в город Иутту (где, как полагают жили праведные Захария и Елисавета с Иоанном). Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный ненахождением младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его жизни, он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям (Матф. 23:35).


Увеличить

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси: Большинство из ветхозаветных пророков заточались в темницу, побивались камнями, претерпевали насильственную смерть… Для того чтобы ответить на вопрос, почему так происходило, нужно понять смысл пророческого служения. Некоторые считают, что пророк - это прорицатель, тот, кто видит будущее. Действительно, пророки нередко говорили о будущем, предрекая грядущие события. Но смысл пророческого служения в ином: через него миру открывается Божия правда, и пророк - это тот, кто передает Божию правду людям.

Почему же за это побивали камнями, сажали в тюрьмы, отрубали головы? Что несет в себе эта Божия правда? Почему на нее так реагируют многие люди - не просто не принимая этой правды, но вооружаясь на ее провозвестников злобой вплоть до готовности пойти на преступление?

Церковь Божия со времен апостолов призвана совершать пророческое служение. Церковь призвана говорить людям Божию правду так, как говорили о ней ветхозаветные пророки, как возвещал эту правду пророк, Предтеча и Креститель Иоанн. И что же мы видим в истории? Мы видим то, о чем повествует притча о злых виноградарях. Многие из нас знают эту притчу. Хозяин дома насадил виноградник и отдал его в управление неким людям. Когда пришло время собирать урожай, он послал за ним своих слуг, но те, кто управлял виноградником, одних из этих слуг побили, а других умертвили, побив камнями, - и так повторялось не единожды. Наконец, хозяин послал собственного сына, - чтобы его убоялись, устыдились и отдали причитающийся ему урожай. Но, увидев его, те сказали друг другу: "вот, идет наследник; убьем его, и нам достанется все", и сделали так. И спрашивает Спаситель, Который обращал эту притчу к ученикам и народу: "Как вы думаете, что сделает хозяин дома?" Ответ был незамедлительный: он их накажет злой смертью.

Божия правда, с одной стороны, принимается миллионами; с другой, вызывает у определенной части людей неприятие, злобу и чувство агрессии: им нужно задушить эту правду, наказать ее провозвестников - слуг, которых посылал хозяин на пророческое служение, чтобы собрать виноград. И мы знаем, в какой кошмар погрузилось Отечество наше, когда всей мощью государства был обрушен удар на тех, кто, пусть тихим голосом, но говорил Божию правду.

Ну, а когда нет возможности насильственно заставить людей замолчать? Когда законы, обычаи, общество этого не позволяют? Есть другие способы и другие средства, которые сегодня становятся особенно легкими в употреблении. Используя средства массовой информации, можно вылить огромное количество клеветы, грязи, совершенно не стараясь хоть как-то доказать свои утверждения, - все рассчитано на то, что кто-то поверит, прельстится, отвернется от слова Божия…

Почему же так? Ведь в нашей стране это выглядит особенно странно, когда после десятилетий безбожия, физического истребления веры и Церкви вновь появляются те, кто профессионально борется с Богом, с Его словом и с Церковью. А все потому, что Божия правда глаза колет. Божия правда является огромной силы вызовом человеческой совести. Живет человек так, как желает жить, - по закону плоти, по закону похоти. Он привык грешить, он привык самого себя считать центром мироздания, а главным критерием истины - "то, что думаю, то и истинно", "что хочу, то и делаю", ссылаясь на ложно понимаемую свободу. Такие люди погружаются в стихию самообмана, считая, что лишь они могут определять от начала до конца свою собственную жизнь, никого в эту жизнь не впуская, а по возможности навязывая свой опыт другим. И когда такой человек встречается лицом к лицу с Божией правдой, сознавая, что он эту правду не примет, - он вдруг с ужасом видит, что эту правду принимают миллионы людей! А что за этим стоит? Угроза собственному благополучию! Вот тогда развивается необузданное стремление бороться с Богом, заглушить пророческий голос Церкви.

Нам сегодня говорят: "Какое вам дело до молодежи? Зачем вы занимаетесь социальной работой? Зачем вы оцениваете состояние общества, какое право вы на это имеете?", - забывая, что Церкви есть дело до всего, где решается вопрос человеческого спасения. Если человек погибает, занимаясь политикой, - значит, до политики есть дело. Если люди, занимаясь экономикой, разрушают себя и окружающий мир, - значит, до экономики есть дело. Если культура раскрепощает греховные инстинкты и превращает человека в зверя, - значит, до культуры есть дело. Если молодежь становится легкой добычей страшных пропагандистских стереотипов, - значит, есть дело до всего, что мешает молодому человеку встать на путь спасения. И Церковь будет нести это служение с полным пониманием того, что это служение - пророческое. Как замечательно сказал о пророческом служении Пушкин, "глаголом жечь сердца людей". А ведь огонь согревает одних и обжигает других. И пока произносится это исполненное Божественной правды пророческое слово, оно будет обжигать кого-то так, что, вздрогнув от ожога, человек будет добиваться, чтобы это слово никого больше не коснулось. Но будут и те, кто в этом пророческом пламени будут с благодарностью видеть путеводную звезду своей жизни, маяк, определяющий движение человека, будут видеть и свет, и тепло.

Сегодняшний день многому учит нас, особенно священников. Быть священником означает нести Божию правду, а это налагает огромную ответственность. Нужно быть мужественным, нужно быть готовым принять любой удар за эту правду и одновременно быть мудрым, чтобы не давать повода ищущим повода - тем, кто стремится обрушиться на правду Божию через нападки на человека, который непременно несет в себе печать несовершенства. Именно поэтому забота священника о своей личной, семейной жизни, о своем образовании, его гражданская позиция, его способность доносить слово Божие до людей сегодня как никогда приобретает решающее значение.

С другой стороны, и люди могут определить уровень своей духовной жизни по тому, как они воспринимают Божие слово. Если, поразившись силой Божественного слова, человек задумывается о нем, начинает размышлять, применять его к себе, претворять его в жизнь, - тогда это спасительное восприятие слова. Но губительно для нас, если мы отвергаем слово Божие с порога - только потому, что оно кажется несвоевременным, несовременным, не соответствующим нашему укладу жизни.

Пусть память о ветхозаветных пророках, пусть память о рождестве и служении святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, тоже принявшего мученическую смерть за правду, поможет каждому, кто берет на себя ответственность нести слово Божественной правды в мир, укрепиться в этом спасительном служении, приводя через слово правды к Богу и к вечной жизни как можно большее количество людей, которые в глубине своей души сознают ограниченность и ущербность жизни без Бога, и готовы Божественную правду принять своим умом и сердцем.


Иеромонах Иов (Гумеров): Как и почему христианский праздник Рождества Иоанна Предтечи переплёлся на Руси с языческими суевериями на Ивана Купалу?

Купала - древний праздник летнего солнцестояния (24 июня ст. ст.) у славян и некоторых народов Европы. Ф. Буслаев считал корень "куп" ("кип") по смыслу близким с корнями "яръ" и "буй". Образованные от них слова кипучий, ярый, буйный означают яростный, раздраженный, бешенный. Обрядовые обычаи этой ночи вполне подтверждают эту этимологию. В Послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила (1505) к псковскому наместнику и властям обличается языческое буйство жителей Пскова в ночь Купалы: "зело не престала зде еще лесть идольская, кумирное празднование, радость и веселие сатанинское... тому (сатане) я(ко)же жертва приносится всяка скверна и беззаконие богомерзкое празднование… стучат бубны и глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание (ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни, и хребтом их вихляние и ногам их скакание и топтание". Это буйство в ночь, когда совершался праздник Рождества св. Пророка и Предтечи Иоанна - великого пустынника и постника, пастыри Церкви воспринимали как кощунство.

Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о неполноте веры. Ведь сколько людей, никогда не участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для этого является наше падшее, поврежденное грехом, естество.

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru