На главную страницуПравославие Волгодонска



КОРОТКО ОБ АКТУАЛЬНОМ

Патриарх Кирилл и митрополит Илларион

Наша страница посвящена сегодня актуальной церковно-общественной проблематике. В Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези проходит Собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей. В течение этой недели на Собрании обсуждаются вопросы подготовки Всеправославного Собора. В составе делегации Русской Православной Церкви в Собрании участвуют Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион и заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов. Предлагаем вниманию читателей выдержки из слова Святейшего Патриарха Московский и всея Руси Кирилла, с которым он 22 января обратился к участникам собрания. В качестве дополнения интересно будет познакомиться с фрагментами интервью митрополита Волоколамского Илариона изданию "Вечерние новости" (Сербия), данное накануне Собрания.

В начале своего выступления Патриарх Кирилл отметил, что каждая встреча Предстоятелей Православных Церквей - событие, имеющее особое значение. "Это возможность обменяться мнениями, обсудить волнующие нас проблемы, принять согласованные решения по вопросам общеправославного значения. Но прежде всего - это возможность вновь почувствовать наше единство, в особенности, когда мы совместно приобщаемся от единой Чаши, сознавая, что все мы - одно Тело во Христе.

Собираясь вместе, мы ясно осознаем, что Церковь наша - Единая и Соборная, что сохранение и укрепление ее единства является первостепенной заботой, которая лежит в основе всего нашего служения. Святой и Великий Собор призван стать видимым, ясным, убедительным свидетельством единства Православной Церкви, и мы все понимаем, что Собор сможет стать таковым, только если он будет отражать подлинное единомыслие Поместных Православных Церквей. Ради достижения такого единомыслия всем нам предстоит усиленно потрудиться в предсоборный период".

В этом контексте Святейший Патриарх Кирилл с удовлетворением констатировал, что "озабоченность отсутствием общеправославного признания Блаженнейшего Митрополита Ростислава, Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии, которую неоднократно выражали как Московский Патриархат, так и иные Церкви, была услышана, и Его Блаженство сегодня присутствует среди нас, получив должное признание теперь уже всех Поместных Церквей".

Говоря о проблемах, препятствующих полноценному единомыслию среди Поместных Православных Церквей, Патриарх Кирилл выразил сожаление в связи с нарушением общения между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами. Его восстановление, по убеждению Его Святейшества, является насущной задачей в наши дни, когда весь мир с тревогой следит за событиями на Ближнем Востоке, ведь "именно от религиозных общин этого региона люди в первую очередь ждут примера сплоченности, готовности преодолевать разногласия".

В ходе своего выступления Святейший Патриарх Кирилл подробно осветил церковную ситуацию на Украине. "Сейчас насильственным путем захвачено более 30 храмов Украинской Православной Церкви, еще не менее 10 находятся под угрозой нападения раскольников и националистов, выдающих происходящее за якобы добровольный переход верующих в так называемый Киевский патриархат. На самом деле это самый настоящий бандитский, рейдерский захват: проводят собрание лиц, не имеющих отношения к общине, затем при помощи властей фальсифицируют уставные документы, захватывают храм силами боевиков-националистов, а общину храма вместе со священником выбрасывают на улицу!"

Предстоятель Русской Церкви выразил глубокую озабоченность в связи с действиями некоторых иерархов Константинопольского Патриархата, которые, посещая Украину, выражают свою поддержку раскольникам якобы от имени Святейшего Константинопольского Патриарха и тем самым сеют соблазн среди украинских верующих и духовенства.

Невозможно представить, продолжил Патриарх Кирилл, чтобы в Швейцарии, Греции или в другой европейской стране в православный храм могли бы прийти представители иной конфессии и "принять решение", что теперь этим храмом будут пользоваться они. "А на Украине это сейчас реальность. Изгнанные из храмов общины канонической Церкви выигрывают все судебные процессы, но раскольники и их полубандитские вооруженные формирования игнорируют решения судов".

В качестве вопиющего примера ненависти националистов к верующим канонической Церкви на Украине Патриарх Кирилл привел ситуацию в селе Птичья Ровенской области, подчеркнув, что последователи раскола "сеют зло, сознательно провоцируют межконфессиональный конфликт, раскалывают украинское общество".

"Совсем недавно один их сторонник публично заявил: если митрополит Онуфрий до сих пор принадлежит к канонической Церкви, то лишь потому, что не нашлось подходящего орудия пытки - утюга или паяльника. Страшно представить, что было бы, если б эти бандиты получили каноническую легализацию и влились в нашу среду!".

"Православный народ Украины по-прежнему поддерживает каноническую Церковь, - засвидетельствовал Святейший Патриарх, рассказав о собравшем десятки тысяч молящихся крестном ходе в Киеве в день празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира. - Я верю в будущее Украинской Православной Церкви: ее верующие едины в своем осуждении раскола, а насилие и зло лишь укрепляют их в подвиге любви и веры".

Далее в своем выступлении Патриарх Кирилл отметил, что процесс подготовки Всеправославного Собора в последнее время заметно активизировался. Выразил убежденность в необходимости пересмотра проекта документа "Календарный вопрос", отметив, что тема "более точного определения даты Пасхи" совершенно не актуальна для Православной Церкви и может лишь посеять смуту среди многих верующих. Не меньшую озабоченность, по словам Его Святейшества, вызывает проект документа "О препятствиях к браку", в котором содержится лишь сухой перечень канонических препятствий и никак не отражается позиция Церкви относительно института семьи в современном мире.

В качестве одного из весьма важных направлений работы Предстоятель Русской Православной Церкви назвал тему "Автокефалия и способ ее провозглашения", предложив утвердить на Соборе достигнутое уже на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии принципиальное согласие относительно того, что учреждение новых автокефальных Церквей должно быть деянием общеправославного масштаба, требующим достижения консенсуса всех Поместных Православных Церквей в каждом отдельном случае.

Была подчеркнута также необходимость предварительной проработки проекта соборного документа по теме "Православная диаспора".

"Как мы видим, многие вопросы нам еще предстоит совместно решить, для того чтобы сделать возможным созыв Святого и Великого Собора Православной Церкви. Я уверен: действительная причина того, что многие документы до сих пор остаются несогласованными, - отнюдь не в наличии противоположных мнений у разных Церквей, а в неэффективной методологии подготовки Собора".

"Убежден, что давно назревшая публикация проектов соборных документов и возможность свободной по ним дискуссии не только не воспрепятствует проведению Собора, но и покажет нам и всему миру подлинно соборный характер нашей Церкви, способствуя укреплению всеправославного единства", - заявил Святейший Патриарх Кирилл, призвав всех собравшихся сообща молиться Господу о помощи в совместных трудах во благо Церкви, в преодолении трудностей, возникающих на пути к проведению Всеправославного Собора.


Митрополит Волоколамский Иларион:

О ситуации на Украине: "Украинская Православная Церковь понесла на Донбассе значительный ущерб. За время конфликта в ходе обстрелов были разрушены или получили повреждения более 80 храмов. Последний на сегодня случай зафиксирован в конце августа этого года, когда было обстреляно епархиальное управление в г. Горловке. За прошедшее с начала конфликта время не менее трех наших клириков убито, еще несколько священнослужителей получили ранения. Сейчас обстановка, кажется, успокаивается: при содействии России и европейских держав достигнуты договоренности между сторонами конфликта, есть надежды на длительное перемирие.

В регионе имеются все признаки гуманитарной катастрофы. На Украине активно ведется сбор гуманитарной помощи солдатам, но значительно меньше внимания уделяется нуждам мирного населения в зоне конфликта. Фактически львиную долю работы на этом направлении ведут представители Украинской Православной Церкви. Они собрали и доставили в зону конфликта тысячи тонн гуманитарных грузов, но рассказывают, что ситуация в некоторых деревнях остается ужасающей. Особенно страдают инвалиды и старики, лишенные пенсий и пособий, не имеющие средств к существованию.

На Донбассе нет собственно межконфессионального конфликта: там есть конфликт гражданский и политический. Украинская Православная Церковь никогда не поддерживала попыток перевести его в религиозную плоскость. Были случаи, когда ополченцы на Донбассе закрывали приходы других конфессий и отнимали у них здания - якобы в интересах Православной Церкви. Но иерархи канонической Церкви осуждали подобные действия и никогда не принимали подобных "подарков". Более того, когда в плен к ополченцам попал пастор адвентистов, Украинская Православная Церковь активно содействовала его освобождению.

Гораздо большее беспокойство вызывает ситуация в остальной части Украины. На Украине существует раскол с националистической идеологией, не признаваемый никем в мировом Православии, - это так называемый "Киевский патриархат" во главе с анафематствованным Филаретом Денисенко. Сейчас раскольники при поддержке радикалов-националистов противозаконно, силовым путем занимают храмы канонической Церкви; их зачастую поддерживают местные власти. Уже захвачено более 30 храмов.

Один из последних случаев произошел в селе Катериновке Тернопольской области. Там полиция и радикалы не только захватили храм, но и устроили массовое избиение верующих Украинской Православной Церкви: били стариков, женщин и несовершеннолетних. Пятнадцать человек обратились в больницу, двое из них до сих пор находятся на стационарном лечении с тяжелыми травмами. И такие захваты преподносятся в местных СМИ как "добровольные переходы общин" в раскол!

Жалобы в прокуратуру и местным властям не помогают, руководство страны тоже не реагирует. Фактически, как сказал недавно один из иерархов Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский Антоний, "верующих людей объявили вне закона". В ряде регионов Украины (Тернополь, Волынь, Ровно) искусственно создаются и подогреваются очаги межконфессиональной напряженности. Последствия такой политики могут оказаться страшными.

Униаты отбирали у православных храмы на Западной Украине в конце 1980-х - начале 1990-х годов, когда Украинская Греко-Католическая Церковь получила право на легальное существование и начала восстанавливать свои административные и приходские структуры. УГКЦ претендовала на все храмы, которые когда-то ей принадлежали, но после Львовского Собора 1946 года были переданы Московскому Патриархату. При этом захват храмов зачастую сопровождался насилием со стороны униатов по отношению к священнослужителям и к мирянам. В результате были разгромлены три православные епархии во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях.

В настоящее время проблема насильственного захвата храмов у канонической Украинской Православной Церкви связана, в первую очередь, с действиями раскольников из так называемого "Киевского патриархата", которые используют националистические настроения на Украине в своих целях.

Вместе с тем, начиная с первых дней волнений на Майдане, священнослужители и верующие УГКЦ также принимали самое непосредственное участие в гражданском конфликте на Украине. Часто при этом они использовали откровенно русофобскую риторику с выпадами, в том числе, и против Русской Православной Церкви. Это, конечно, не могло не повлиять на наши отношения с Католической Церковью в целом. Данные события еще раз со всей очевидностью показали, что главным препятствием в диалоге между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью является уния, практиковавшаяся в прошлом для обращения православных в католичество и оставившая болезненную историческую память и раны, не уврачеванные до сих пор".


О войне в Сирии: "Вдохновляясь словами Спасителя: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5. 9), Русская Православная Церковь всегда призывала сильных мира сего, которые поставлены Господом управлять народами (см. Притч. 8. 15), посредством переговоров искать мирного и взаимоприемлемого решения всех спорных вопросов, возникающих между государствами.

Мир является благодатным даром Божиим, о котором мы молимся и который испрашиваем у Господа для себя и для всех людей. Это в полной мере относится и к событиям на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии, ставшей местом жесткого вооруженного противостояния между различными политическими и религиозными группами, жертвами которого оказываются, в первую очередь, христиане.

Положение наших братьев в стране, где ученики Христа "в первый раз стали называться христианами" (Деян. 11. 26), в высшей степени тяжелое. В тех местах, где радикальные исламисты приходят к власти, христиане фактически полностью уничтожаются - либо физически, либо изгоняются за пределы своей родины. Православные люди с болью в сердце наблюдали многочисленные случаи насилия, похищений и убийств епископов и монашествующих, варварское разрушение древних храмов. Наша Церковь не один год призывала международное сообщество обратить внимание на геноцид христиан на Ближнем Востоке и не оставаться в стороне от этой трагедии, грозящей полным исчезновением христианства в местах его зарождения. Единственным способом спасти сирийских христиан от полного уничтожения или изгнания из своих домов является восстановление мира в этой многострадальной стране".

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru