На главную страницуПравославие Волгодонска


19 января - Святое Богоявление.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Навечерие Богоявления
Увеличить

Православная Церковь издревле совершает великое освящение воды как в навечерие, так и в самый праздник. Благодать освящения воды подается одна и та же - как в навечерие, так и в самый день Богоявления. В навечерие совершается освящение воды в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество водное, а также и крещения оглашенных, которое совершалось в древности в этот день; в самый же праздник освящение воды совершается собственно в воспоминание Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV-V веках совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для совершения водосвятия в честь воспоминания о Крещении Спасителя. Потому, если в навечерие водоосвящение совершается в храмах, то в самый праздник водоосвящение обычно совершается на реках, источниках и колодцах ("хождение на Иордань"), ибо Христос крестился вне храма.

Увеличить

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего Таинство Крещения. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв на водоосвящение написал святой Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное устройство чина приписывается святому Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и святой Киприап. В "Апостольских постановлениях" содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в книге 8-й говорится: "Священник призовет Господа и скажет: "И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу"". Святой Василий Великий пишет: "По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - от Апостольского предания, по преемству в тайне". Святой Иоанн Златоуст пишет об особом свойстве воды, освященной в день Крещения: она не портится продолжительное время, что было замечено еще в древности.

Спустя около полувека после святителя Иоанна Златоуста, именно во второй половине V века, Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обыкновение совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 года постановил совершать двукратное водоосвящение - в навечерие и в самый праздник Богоявления.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)


Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в навечерие праздника Богоявления
Увеличить

Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры! Поздравляю с великим праздником Богоявления. В этот день, предшествующий самому празднику, мы входим в благодатную стихию освящения водного естества.

Чем мир после Христа отличается от того, что был до Него? И в том мире были праведники и были грешники - Ветхий Завет рисует нам картины святости и картины греховных преступлений. И в те времена были порывы духовные, были взлеты и были падения, как это и сегодня происходит в человеческой жизни. С точки зрения участия самого человека в деле спасения, с точки зрения напряжения умственных, нравственных и даже физических сил, которые нужны, чтобы обрести Божие благоволение, ничего не изменилось. И тогда, и сейчас нужно напрягать и умственные, и духовные, и сердечные свои силы и силу воли, чтобы следовать Божиему закону.

Но есть нечто, что принципиально отличает ту жизнь - до пришествия Христа - от этой жизни, хотя и в последней грех присутствует не меньше. Есть одно важное отличие - через воплощение Сына Божиего, через Его страдания, смерть и Воскресение Господь, приняв искупительную жертву Сына Своего и Сына человеческого, в ответ на этот подвиг даровал людям, принимающим Христа и верящим в Него как в Спасителя, силу своей Божественной благодати.

И сегодня мы не одни перед лицом искушений, соблазнов, обманов и трудностей, как то было в далекой древности. С нами Бог, и если мы желаем, то Бог входит в нашу жизнь - Своей благодатью, Своей силой, Своей энергией Он сообщает нам, слабым, искушаемым и грешным людям, возможность побеждать грех.

Видимым образом присутствия Божественной благодати в жизни людей является Церковь, главным делом которой является совершение Таинств. Таинства Церкви - это Таинства включения каждого человека, когда бы он ни жил и где бы он ни жил, в спасительную миссию, совершенную Христом. В Церкви силой Святого Духа мы становимся соучастниками и Рождества, и жизни, и учения, и страданий, и смерти Спасителя, и даже Его восхождения на небо; становимся соучастниками Его второго пришествия и Страшного суда, потому что силой благодати Божией разрушается всякое время и всякое пространство. И мы, грешные люди, становимся причастниками Божиего Царства, - видимым образом благодать Божия сходит на людей.

Так и сегодняшний день является символическим, потому что благодать Божия действительно снисходит на нас видимым образом через освящение воды. Вода, которая не изменяет своих физических и химических свойств, пронизывается Божественной энергией, становится водой, которой сообщена благодать Святаго Духа. Это великая святыня, а потому и почерпать эту воду нужно с благоговением. Бывает так, что шум в храме начинается еще до того, как воду начинают раздавать. Люди нередко стремятся опередить своего соседа, чтобы первым подойти и взять воду. Не делайте этого, потому что всякое недостойное прикосновение к святыне лишает вас этой святыни. Тот, кто хочет первым почерпнуть и другого оттолкнуть, почерпает не святую воду, но в суд и во осуждение прикасается ко святыне.

Многие люди, которые сегодня приходят в храмы Божии, в течение года бывают очень редко, а некоторые вообще не приходят. Постойте подольше в храме, никуда не спешите, подумайте о своей жизни, о своих родных и близких, о детях и внуках, подумайте об Отечестве нашем, о самих себе и вознесите горячую молитву Господу, чтобы силой и благодатью, явленными нам через воплощение Сына Божия, разрушились наши человеческие неправды и испепелились наши человеческие грехи.

Многие люди в течение суток с 18 на 19 января идут на естественные иордани, на водоемы, где освящалась вода, чтобы с благоговением эту воду почерпнуть и даже окунуться в ней. Все больше и больше людей следует этому благочестивому обычаю. Но когда будете входить в иорданские воды, помните, что это не развлечение, не народный обычай, не часть нашего фольклора, но участие в таинстве соприкосновения святыне. Осените себя троекратно крестом, опуститесь в иорданские воды, молитесь в этот момент о себе и близких своих, чтобы Господь приклонил милость к вам, очистил грехи ваши и укрепил вас на достойном пути жизни, ведущем в Царствие Небесное.

Верю, что благодать, которая является сегодня всему миру, не будет напрасна для нас и что мы будем достойны, приняв эту благодать, укрепить свои душевные и физические силы, обрести Божественную поддержку в нашем паломничестве к Царствию Божию. Аминь.

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru