На главную страницуПравославие Волгодонска



С болью о детях

Увеличить фото

22 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в III Рождественских Парламентских встречах, состоявшихся в Государственной Думе ФС РФ в рамках XXIII Международных Рождественских чтений. В частности, он выступил с предложением вывести аборты из системы Обязательного медицинского страхования (ОМС). Несмотря на широкую поддержку данной инициативы в российском обществе, поднялась волна недобросовестных публикаций и заявлений как гражданских активистов, так и отдельных представителей медицинского сообщества - сторонников государственного финансирования абортов.

Предлагаем к размышлению читателей подборку материалов.



Патриарх Кирилл: В этих стенах хотел бы сказать, что в значительной мере именно от позиции российских парламентариев будет зависеть способность нашей страны оказаться верной своим ценностям, своему пути, своему древнему и вечному выбору. В связи с этим хотел бы остановиться на ряде конкретных вопросов, которые сама жизнь и многие люди ставят и перед государством, и перед Церковью.

Крайне значимой видится работа законодателей, затрагивающая социальную и нравственную сферы. В первую очередь это касается законодательной политики в области поддержки семьи, материнства и детства.

Хотел бы отметить, что благодаря принятым государством мерам удалось добиться значительных успехов в решении демографического вопроса, и прогнозы скептиков о резком сокращении числа жителей России не сбылись.

Но, увы, одной рукой мы созидаем, а другой - разоряем созданное. Одной из главных бед России остается огромное число абортов. Конечно, справедливости ради стоит сказать, что за последние годы оно несколько сократилось, но все равно их количество остается ужасающе высоким. Если бы удалось в два раза сократить количество абортов, у нас был бы устойчивый и мощный демографический рост. Церковь, следуя заповеди Божией "не убий", всегда видела в умерщвлении не родившегося ребенка тяжкий грех. Часто за таким действием стоят давление врачей и родственников, материальные и жилищные трудности.

Преодоление этого зла требует комплексных мер, которые должны включать в себя помощь семьям в разрешении жилищных проблем, материальную поддержку многодетных семей, введение в работу системы здравоохранения этических норм, которые побуждали бы врачей заботиться о сохранении жизни зачатого ребенка, а также сдерживание рекламы и пропаганды абортов или их полное запрещение. Полагаю морально оправданным выведение операции по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования, которое поддерживается за счет налогоплательщиков, в том числе тех, которые категорически не приемлют аборты.

Здесь я хотел бы вступить в дискуссию с оппонентами. Нам говорят, что если это сделать и вывести аборты из системы страхования, то увеличится количество подпольных абортов. Простите, а подпольные аборты бесплатно делаются? Есть хоть один "подпольщик", который бесплатно совершает аборт? Он дерет деньги и будет брать еще больше. Просто нужно, чтобы в случае, когда женщина принимает такое роковое решение, она естественно обращалась бы к профессиональным медикам, цена услуг которых не должна быть больше, чем цена услуг "подпольщиков", и решится проблема. А кроме этого аргумента у оппонентов этого предложения нет ни одного другого. Дай Бог справиться с этой темой.



Сайт Российского института стратегических исследований:

Игорь БЕЛОБОРОДОВ, кандидат социологических наук:

Демографическое и социальное значение данного предложения сложно переоценить. Безусловно, последовательная борьба с абортами, по которым Россия является одним из мировых лидеров, выступает неотъемлемым условием дальнейшего демографического оздоровления.

Для конкретизации значения этого жизненного важного во всех смыслах предложения внесем некоторую ясность.

Во-первых, речь не идет о запрете абортов, как это пытаются представить недобросовестные журналисты и представители абортивной индустрии. Такую сложную проблему как аборты сложно преодолеть одной "волшебной" мерой, в том числе запретом. В данном случае речь идет о комплексном подходе к регулированию абортов при сохранении их доступности. В то же время российское государство, сбрасывая с себя финансовое бремя, связанное с финансированием абортов становится в один ряд с такими развитыми странами как Австрия, Венгрия, Германия, Израиль, США, Франция, Чехия и т. д. На самом деле стран, в которых процедура аборта полностью оплачивается государством, не так уж и много.

Во-вторых, всплеск криминальных абортов, которым пугают российскую власть лоббисты абортов, не более чем плод недобросовестных манипуляций. Такого всплеска не наблюдается ни в Венгрии, ни в Польше, ни в Израиле, ни в Ирландии, ни во многих других странах с достаточно строгим законодательством в данной сфере.

В-третьих, аргумент о нарушении "права на бесплатный аборт" носит мифологический характер, так как нигде реализация такого права за счет государства не предусмотрена. Оплата государством абортов вовсе не является некой базовой составляющей демократических прав и свобод. Ни в международном, ни в отечественном праве нет ни одной нормы с таким содержанием. Между тем возможность совершения аборта при отмене государственного финансирования, как уже было сказано, остается.

Причем задача данной меры, как ее предлагает Патриарх, на наш взгляд, состоит не в том, чтобы наказать мать, отрекающуюся от материнства, рублем. Ее роль заключается в социально-психологическом воздействии.

По данным ВЦИОМ на февраль 2014 г., 67% россиян выступают за усиление мер, направленных на уменьшение числа абортов. Причем женщины в этом вопросе настроены более категорично, чем мужчины (71% и 61%, соответственно).

Далеко не всем известно, что в ежегодном исчислении размер средств налогоплательщиков, расходуемых на аборты, варьирует от 5 до 10 млрд. рублей.

Опыт показывает, что те, кто очень хотят сделать аборт, всегда находят такую возможность. К тому же в эпоху широкой доступности контрацептивных средств аргумент о безвыходности звучит как-то не очень убедительно. Однако задача социального государства состоит, на наш взгляд, в том, чтобы помочь сохранить каждую беременность, предложив семьям и матерям соответствующую помощь и заботу.



Сайт газеты "МК":

Главный педиатр России, академик РАМН, директор Научного центра здоровья детей РАМН Александр БАРАНОВ:

Прежде всего, я давно выступаю за то, чтобы запретить аборты в частных клиниках и разрешить производить их только в государственных, - говорит Александр Александрович. - Потому что частные гинекологические клиники сегодня живут в основном за счет нелегальных абортов. Я больше чем уверен, что наша официальная статистика абортов не соответствует истинному размаху этого явления. И для того чтобы хотя бы знать настоящее положение вещей, прерывания беременностей следует проводить только в госклиниках. И - платно.

Абортов по медицинским показаниям не так уж и много. Конечно, они должны быть исключением. Но это не больше 5% всех случаев прерывания беременности. К сожалению, чаще всего женщины прерывают беременность по совсем другим причинам.

С подпольными абортами надо бороться, и для этого у нас есть законы. Раньше за нелегальные операции по прерыванию беременности акушеров-гинекологов и бабок-повитух даже в тюрьму сажали. Современная же система борьбы с абортами, к сожалению, совершенно не соответствует нашим реалиям и интересам нашего государства. Например, в Западной Европе все гораздо жестче. Вот в Голландии женщина, которая хочет сделать аборт, должна встретиться с терапевтом, акушером-гинекологом, психологом, педиатром, социальным работником. И после прохождения всех этих консультаций из 4 женщин только 1 идет на аборт, а 3 отказываются. Так нужно и у нас.



О количестве ежегодных искусственных абортов в России

В настоящее время статистика искусственных абортов может иметь лишь приблизительный оценочный характер. Государственные органы статистики собирают данные только по прерываниям беременности (постимплантационным искусственным абортам). Но и они далеко не полные и противоречивые.

Так по данным Росстата в 2011 г. было произведено 1 124 880 искусственных абортов (См. сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/ http://cbsd.gks.ru/), по данным "Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025" в том же году 2011 г. их было сделано 989 375. Разница составляет 135 505 и соответствует населению такого города как Норильск. Это попытка учета только лишь хирургических и медикаментозных прерываний беременностей, по которым существует хоть какая-то система отчетности, и значительная часть из которых оплачивается через систему обязательного медицинского страхования. При этом авторы Концепции справедливо указывают на масштабные, но неподдающиеся учету результаты деятельности многочисленных коммерческих абортариев и врачей государственных ЛПУ, работающих "мимо регистратуры": "По экспертным оценкам реальное число абортов в 5-8 раз больше и достигает 5-8 млн в год" (Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект):в 3-х частях//Составитель Мизулина Е.Б. и др./ЧАСТЬ 1.-М., 2013 // http://www.komitet2-6.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124053056051.html).

Справка: Россия стала первой страной, где аборты разрешили проводить безо всяких на то оснований - по желанию женщины. Это случилось в 1920 году, а с 1936 по 1955 год эта практика была временно запрещена. Сегодня из 194 стран мира аборты разрешены в 55. Причем в Чили, Сальвадоре и Никарагуа аборты запрещены даже в тех случаях, когда беременность угрожает жизни женщины. Строже всего в этом отношении законодательство Африки и Латинской Америки, лояльнее всего - Европы и США. Мальта и Ватикан не разрешают прерывание беременности ни при каких обстоятельствах; Ирландия, Андорра, Сан-Марино, Монако и еще 119 стран мира, в том числе мусульманские страны Азии, допускают аборт только в случае угрозы жизни беременной женщины. В Польше, Испании, Лихтенштейне аборты разрешены с целью защиты не только жизни, но и физического и психического здоровья беременной женщины, а также в случае изнасилования, инцеста или аномального развития плода.



Из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви

С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

"Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы", - сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: "У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного". Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт "худшими, нежели убийцы".

Церковь неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь. Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать.

Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака. Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта. Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления христианской совести.

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru