На главную страницуПравославие Волгодонска



Первоверховные апостолы

Свв. Петр и Павел

Заканчивается Петров пост 12 июля празднованием святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Чему учит нас жизнь этих учеников Христовых?

Трудно найти людей, более непохожих друг на друга. Петр женат (Евангелие упоминает его тещу, а в посланиях есть слово о его жене-спутнице), а Павел - девственник. Петр знал Христа с первых дней общественного служения Спасителя, а Павел узнал Христа только воскресшим. Петр - галилейский рыбак, а Павел - ученик великих книжников и по воспитанию - фарисей. Они оба - евреи, однако Павел проповедовал слово Божие в основном язычникам, обновляя их Духом и из них составляя Церковь. Петр же проповедовал Евангелие главным образом обрезанным, то есть единоплеменникам. Петр старше всех из числа ближайших учеников, но Павел больше всех потрудился, хотя и говорит: "Не я, но благодать Божия". Они и умерли по-разному. Павлу, как римскому гражданину, отсекли голову, а Петра распяли вниз головой.

Такое различие двух апостолов, поминаемых и празднуемых вместе, о чем нам говорит? О том, что в Церкви все разные. И различие это - подлинное благословение, если есть единство веры и союз любви. Люди должны быть разными, непохожими, несводимыми друг на друга. Если у диктаторов "незаменимых людей нет", то у Бога все уникальны и все незаменимы. Главное, чтобы была общая вера.

Так Петр и Павел, по-разному потрудившись в разных местах вселенной, сошлись в конце пути в Риме, куда в те времена вели все дороги. Там они окончили мученически свой труд и свой земной путь, бесстрашной смертью подтверждая правду своей проповеди. Теперь они поистине вместе. Вместе - как наследники Царства Божия и венцов награды; вместе - как учители Церкви, любимые всеми, кто любит Господа Иисуса.

***

Петр и Павел не всегда носили эти - общеизвестные - имена. Петр был Симоном, а Павел - Савлом. Христос переименовывал Своих учеников, провидя их будущее служение и зная их внутренние свойства. Так и сыновья Зеведея - Иаков и Иоанн - стали "сынами грома". Симон же, сын Ионы, получил имя "камень", то есть Петр. Этот камень - доброе исповедание Иисуса как Сына Бога Живого. На этом исповедании до скончания века стоит и будет стоять Церковь.

Павел же означает "маленький" (с латинского "паулюс"). Проповедуя язычникам Евангелие, подобало Павлу носить такое имя, чтобы слух язычника не оскорблялся непривычным звучанием. Маленьким себя назвал великий Павел, потому что считал себя за бесполезное существо, так как было время, когда он гнал Церковь Божию. Не правда ли, знаменательно это переименование? Чему оно учит нас?

Оно сводит воедино две необходимейшие вещи - твердость веры и личное смирение. В имени Петра - твердость скалы, о которую разбиваются любые волны. В имени Павла - добровольное самоуничижение, врачевание от гордости, грозящей духовной смертью всякому человеку.

Петр и Павел не зря поминаются вместе. Ведь не что-то одно нужно человеку, но обе добродетели. Твердая вера без смирения чревата крахом и разрушением. Смирение же без веры - бесполезное самоедство. Вот нам и очередной урок от такой, казалось бы, незаметной темы, как новые апостольские имена.

***

Убиение святого апостола Павла

Обратимся к письменному наследию апостолов. В молитве перед Причастием святых Христовых Таин есть слова Петра и Павла. Что самое главное из сказанного Петром? Исповедание, произнесенное в пределах Кесарии Филипповой в ответ на вопрос: "Кем Меня считают люди?". "Ты еси Христос, Сын Бога Живого", - ответил он тогда по внушению от Отца. Эти слова мы говорим перед причастием: "Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго".

А что говорил Павел? Среди его слов есть такие: "Христос пришел в мир грешников спасти, из которых первый - я". И эти слова мы повторяем перед Чашей.

После Петровых слов: "Ты - Христос, Сын Бога Живого", - мы добавляем: - "пришедший в мир грешников спасти, от них же первый есмь аз". Таким образом, причащаясь, мы молимся словами Петра и словами Павла, в которых - чистое исповедание, с одной стороны, и смиренное осознание своих грехов - с другой.

Сами имена апостолов учат нас твердости веры и покаянию. Петр - Камень, Павел - добровольно умалившийся. Говорили, что человеку должно не просто верить, но верить и смиряться. Но и не просто смиряться, чтобы не зачахнуть от тоски, а именно смиряться и верить.

В особенности соединение веры и смирения требуется перед Чашей. Здесь максимальное напряжение внутренних сил и умное внимание сердца! Здесь подлинное приобщение к силе веры апостольской! Здесь существенное родство с Петром и Павлом, с Андреем и Иаковом, с Фомой и Матфеем. Да что с ними! Здесь единение с Самим Воплотившимся Словом, Которое и жизнь дает, и от всякого греха очищает.

Вот нам три урока от двух апостолов: 1) единство веры в живом многообразии, 2) соединение твердой веры и деятельного смирения и 3) приобщение к апостольскому духу у Святейшей Чаши. Все это да вместится в нас молитвами бывшего галилейского рыбака и бывшего ученика Гамалеилова.

***

Нам до боли знакома древняя и весьма популярная в наши дни полуязыческая трактовка свободы: "Полная свобода - это когда всё позволено".

Против языческой вседозволенности выступали апостолы Павел и Петр. Обращаясь к христианам, апостол Петр напоминает им, что они - "свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии" (1 Пет. 2: 16).

Свободные! Сколько же злодеяний затеяно и доведено до победного конца только потому, что злодейство проходило под красивыми лозунгами о свободе? А сколько еще будет? Неисчислимое множество. Слишком удобная ширма - свобода. Вот ей и пользуются все подряд. Итак, свобода не может быть прикрытием зла, но что тогда?

Что такое свобода подлинная? О ней пишет боговдохновенный Петр: она делает людей свободными… рабами Божиими.

Святой апостол Петр

Вот и затронута любимая тема радикальных критиков Православия: "Ваш Бог вас порабощает, вы Его рабы. Христианство - религия рабов". Что ж, с техниками порабощения человечество прекрасно знакомо. За последние 200 лет были популярны техники порабощения по формуле: "Свобода! Равенство! Братство!" Через свободу к тоталитарному рабству вели людей вожди-поработители. Сам поработитель наслаждался свободой слова без ограничений, высказывал на свой вкус то одни идеи, то прямо противоположные. А вот подданные не смели и голоса подать против очередных социальных проектов своего вождя, им сызмальства внушали: свобода - это осознанная необходимость. А начиналась новая жизнь под диктат "Большого Брата" с того, что людей "покупали" на красивые слова о свободе.

С христианством всё было по-другому. Апостол Петр напоминал собратьям: "Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни… но драгоценною Кровию Христа" (1 Пет. 1: 18-19). Христос выкупил людей из рабства суетной жизни. Не золотом и уж тем более не красивыми словами, не заманчивыми политическими программами, а Своей Кровью, ценой Своей жизни. Какой диктатор в какие века закрепощал народ ценой своей жизни, сознательно идя на верную смерть? Ни один, никогда такого не было. И не будет. Дорываясь до власти, некоторые диктаторы шли на серьезный риск, но на верную смерть - никогда. Все поработители слишком эгоистичны, самопожертвования от них не дождешься. Христос не был поработителем, и Его апостолы не были. Святые Петр и Павел отдали свои жизни за проповедь людям о Спасителе. Порабощение здесь ни при чем.

Христианство - не религия рабов, не религия людей, начисто лишенных человеческого достоинства. Свободные… рабы Божии - это люди, освобожденные Богом. От чего? От настоящего рабства, которое, кстати сказать, часто и не замечается. От какого рабства? От горького рабства греху, от рабского служения страстям.

Господь Иисус Христос освободил людей: "Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (1 Пет. 2: 24). Грехи противоестественны, они убивают человека. Спаситель избавляет народ от сковавших нас грехов.

Ценой Его смертных страданий люди исцеляются от страстей, Его праведностью они живут. Человечеству открываются новые горизонты - свободной жизни с Богом. Верные свидетели этой подаренной свыше жизни - первоверховные апостолы Петр и Павел.

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru