На главную страницуПравославие Волгодонска



Жить по вере

Жить по вере

Сегодня мы на материале бесед профессора Московской духовной академии А.И. Осипова продолжим отвечать на некоторые из насущных вопросов, правильные ответы на которые жизненно важны для христиан, искренне ищущих спасения.

- В Евангелии от Марка, глава девятая, есть такие слова: "Учитель, мы видели человека, который Именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами, и запретили ему, потому что он не ходит за нами". Иисус сказал: "Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо Именем Моим, не может вскоре злословить меня, ибо кто не против вас, тот за вас". Как святые отцы объясняют эти слова?

- Каждый человек есть образ Божий, и в нём в какой-то степени сохраняется понимание норм правильной духовной жизни. Поэтому когда, не зная Христа, не зная Евангелия, он говорит истину и даже, как написано, творит чудеса Именем Христа, то тогда он, конечно, не против вас, а за вас.

Но, к сожалению, можно, внешне исповедуя Христа, быть и против Него. Помните, в другом месте Евангелия Христос говорит: "Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7:22,23). Оказывается, ведущий беззаконную жизнь, хотя бы и исповедовал Христа языком и даже творил чудеса Его именем, является Его противником.

Так что важно не само по себе внешнее признание Христа, не иконы в доме, не формальное чтение молитв, что с нарочитостью, напоказ делают и многие колдуны и колдуньи, маги и экстрасенсы, чтобы поймать несведущих людей, а жизнь по заповедям Христовым и покаяние, которые и определяют близость человека Христу. Потому Христос в одном случае отвечает: "Тот, кто не против вас, тот за вас. Не запрещайте". А в другом: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие". Он-то видел душу человека.


- В Евангелии написано: "Всякий, призывающий Имя Господне, спасется". А ещё там написано: "Если исповедуешь Иисуса Христа Господом своим, и веришь, что Он - Сын Божий и пришел от Бога, то спасешься". Как это трактуется у нас в Православии?

- Можно по-разному произнести Имя Иисусово и исповедовать Иисуса Христа. Помните в Евангелии, как бесы кричали: "Ты - Сын Божий". Исповедовали они Его? Да, но во спасение ли? Сам Христос разоблачает такое внешнее, только языком исповедание: "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?" (Лк. 6:46). "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7:23). Господь объясняет, какое исповедание является спасительным: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня" (Ин. 14:21).

Оказывается, можно веровать и исповедовать Иисуса Христа по бесовски, а можно и во спасение.


- Как относиться к толерантности?

- Толерантность это терпимость, которую можно трактовать по-разному. Представьте себе, что произойдет с нашей научной, культурной, религиозной, философской и т.д. деятельностью, если по причине т.н. толерантности будет запрещена любая дискуссия, любая критика любой точки зрения? Во что тогда превратится жизнь?!

Но нельзя смешивать возможность открытой, свободной дискуссии для выяснения истины с так называемой свободой публично оскорблять, аморально вести себя, разжигать межнациональную, межрелигиозную ненависть и т.д. Поэтому толерантность, понимаемая как терпимость к праву каждого человека иметь свое убеждение, свою веру и исповедовать их, есть естественное и необходимое явление общественной жизни. Но толерантность, запрещающая критическое обсуждение иной системы религиозных, мировоззренческих и прочих взглядов, и таким образом открывающая полный произвол в пропаганде каких угодно идей, есть не что иное, как полное извращение принципа свободы и элементарного права нормальной социальной жизни.

Христианство призвано созидать мир между людьми, а дискуссии о воззрениях всегда были, есть и должны быть.


- Когда мы ходим в церковь, ставим свечи различным святым, просим их о помощи, за таким частоколом святых Лик Христа слабо просматривается. А Богородица почти затмила Самого Христа. Правильно ли это?

- Если Христа забываем, то это, естественно, означает, что мы идем не по тому пути. Истинный путь приводит как раз к Христу. Кто Он? Спаситель. А кому нужен Спаситель? - утопающему, а не загорающему на пляже. Так и в духовной жизни. Пока нас никто и ничто не затрагивает - мы хороши. Но в действительности мы как ежи. Вот он, ежик, бежит, симпатичный, хочется взять в руки. Но только прикоснулись к нему, и он всеми иглами вонзился в руку. Так и нас не тронь. И если раз за разом убеждаюсь, насколько я наполнен разными иглами, от которых страдаю и сам, и другие люди, то постепенно начну понимать, насколько мне нужен Врач. К Нему тогда, прежде всего, и будет обращена моя молитва.

Почему молимся святым? Если мы, зная, что тот или иной мирянин или священник не безгрешные люди, тем не менее, обращаемся к ним с просьбой: "Помолись, никак не могу избавиться от вспыльчивости", или: "У меня завтра операция", то почему же не можем обратиться к Богоматери, к святому? Ведь, как сказал Сам Господь: "Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф. 22:32). И любой святой, к которому мы искренне обращаемся, является нашим сомолитвенником Богу. Но поскольку святые ближе к Богу, то молимся им с уверенностью, что их молитвы более, чем наши, действенны перед Богом. Если так будем понимать обращение к святым, то у нас все уравняется, и Лик Христа не померкнет.

Но в настоящее время во многих церковных лавках продаются книги, в которых четко описано, какому святому и в каком случае нужно молиться. Такая "специализация" святых является опасной верой. Она действительно легко может заслонить от нас Христа. Зачем обращаться к Христу, чтобы избавиться, например, от пьянства, когда есть "Неупиваемая чаша"? Так многие уже и делают - с этим "вопросом" к Христу не обращаются. В результате, сохраняя всю православную форму, превращаем Православие в многобожие.

Однажды в одной верующей аудитории я спросил: "Кому нужно молиться от пьянства?". Все хором ответили: "Неупиваемой чаше". Я ответил: "Правильно. Не вздумайте молиться перед Владимирской, Иверской или Казанской иконами - не поможет". И всем стало стыдно. Вот до чего можно дойти: уже не Божия Матерь, а икона становится для нас главным. Так легко свести Православие к язычеству. Почитайте о религиях Древней Греции, Древнего Рима, там каждый бог заведовал своей стороной человеческой жизни, и к нему обращались, приносили жертвы. Так забыли Единого Бога, Он стал не нужен. И нам в почитании святых не скатиться бы на эту дорожку. Уже, к великому сожалению, многие верующие ищут не Бога, а святых, и просят помощи не в исцелении от страстей, не спасения, а знамений и чудес. И эта ложная вера оказывается одной из серьезных причин бесплодия наших молитв и бесчисленных молебнов. При такой вере святые действительно могут стать тем частоколом, за которым можно потерять Христа.


- Как узнать, помогают ли наши молитвы усопшим родственникам? Почему тот мир для нас так закрыт, что мы не можем получить ответ, что усопшие чувствуют? Как нужно за них молиться?

- Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, то зачем было Церкви с самого начала своего существования молиться за усопших? А она постоянно поминает их и призывает к молитве всех верующих, научая и как правильно это делать. Особенно важна молитвенная помощь в первые 40 дней по кончине человека, что, конечно, совсем не означает ненужности или бесполезности молитв в последующее время. Но какой она должна быть?

Отвечая на этот вопрос, необходимо сказать о двух совершенно разных пониманиях молитвы, совершаемой как индивидуально, так и на богослужениях. Одно - это действительно молитва: искренняя, сердечная, покаянная. Другое - псевдомолитва: произнесение лишь слов молитвы, но без её самой.

К великому сожалению, второе понимание, как правило, преобладает в нашей жизни. Происходит это по незнанию, по лености, по самооправданию. Молитвой часто называют вычитывание или пение слов молитв или правила, внешнее совершение богослужения и просто присутствие на нем - но без самой молитвы, то есть без обращения к Богу с вниманием, благоговением и сокрушением сердца, в результате чего сами богослужения и молитвенные правила остаются для человека пустыми, бездейственными словами. Тем самым мы обманываем себя.

Все знают, как можно, не молясь, постоять в храме, послушать хор, помечтать, нагрешить в мыслях и с этим полным коробом греха и пустоты сердечной возвратиться домой. Господь обличил такое отношение к молитве: "приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" (Мф. 15:8).

Когда умирает человек, то очень часто его родные ограничиваются лишь внешней стороной поминовения: заказывают панихиды, сорокоусты, подают заупокойные записки, ставят свечи, дают деньги в монастыри, в храмы. Но необходимо знать, что если я сам при этом палец о палец не ударю, чтобы помолиться о своем усопшем, и не буду воздерживаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и прочего, понуждать себя к исповеди и причащению, к чтению слова Божия и святых Отцов, к помощи нуждающимся, больным, то проку от всех этих заказов не будет. Мы без труда над собой, без малейшего подвига борьбы со своим ветхим человеком надеемся починить ветхость усопшего. И это, увы, называем поминовением, молитвой за него! Надеемся, что где-то кто-то вместо меня помолится за усопшего. Но помолятся ли там или только имена назовут?

Одна внешняя форма поминовения, в том числе и богослужебная, без понуждения себя человеком к действительной молитве (а не пустозвонству), к жизни по заповедям, является самообманом, оставляя усопшего без всякой помощи. Священное Писание прямо говорит об этом: "Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Пс. 50: 18,19).

То есть только от сердца сокрушенного и смиренного принимает Бог жертвы, дары и поминовения. В противном случае Он не благоволит: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять" (Мф. 23:23). Видите, с какой угрозой предупреждает Господь: "Горе вам, лицемеры", если ограничиваетесь "десятиной", то есть одними внешними делами, а очищение своей души, оставляете.

Протестанты, кстати, отвергли молитвы за усопших. Православная же Церковь учит, что состояние души, оказавшейся после смерти в узах демонов-страстей, можно изменить. Ведь за кого Церковь призывает молиться? - за грешных, а не за святых. Как молиться? На это Господь прямо ответил ученикам, не изгнавшим беса из человека: "Сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17: 21). Этим Он открыл великую истину: освобождение человека от рабства демонам и страстям требует не только молитвы, но и поста, под которым подразумевается посильная борьба с ненасытными греховными похотями души и тела, понуждение себя хотя бы к минимальному подвигу.

Поэтому если кто действительно хочет помочь своему усопшему - тому, кого он искренне любит, - то средство есть, и оно в наших руках: отдай, человек, частицу своей души, частицу своей привычной, греховной, духовно-пассивной жизни. Возьми на себя хотя бы маленький подвиг. Поживи в посильном воздержании тела, страстных чувств и мыслей, в понуждении себя к молитве, к чтению слова Божия. Постарайся примириться с врагами своими. Добро сделай ненавидящим тебя - по заповеди Божией. Постарайся не осуждать, не завидовать, не отвечать на зло злом, чаще исповедуйся и причащайся святых Христовых Таин. Очисти хотя немного свою душу, хотя на короткое время возьми себя в руки - ради дорогого тебе человека. Всё это будет бесценным даром усопшему. Не нужно искать откровений о судьбе усопшего, а иметь хотя бы некоторую веру Церкви, предлагающей действенные средства помощи ему.


- Почему церковь не молится за некрещеных?

- Это неправда. Послушайте слова, произносимые на любом богослужении, даже на Литургии, за которой приносится бескровная Жертва о всех и за вся: "Еще молимся о богохранимой стране нашей, о властех и воинстве ея". О ком это Церковь призывает молиться? Не только о стране в целом, но и о тех конкретных людях, которые находятся во властных структурах, состоят на военной службе. А разве все они крещеные, все православные, все христиане? Да кого там только нет, там Ноев ковчег: и атеисты, и люди каких угодно религий и сект, и скрытые сатанисты. Так что, видите, Церковь сама молится о некрещеных и всех верующих призывает к этому.

Но нужно отличать молитвы, которые совершаются в храме о всех людях без различия их убеждений, от специальных священнодействий, совершаемых ею только о тех, кто крещен. Например, нельзя причащать или венчать некрещеных. Также нельзя подать записку о некрещеных на проскомидию, потому что на ней вынимаемая из просфоры частица символизирует крещеного человека.

Но это, как видите, совсем не означает, что Церковь вообще не молится за некрещеных. Повторяю, она за всех молится. Ибо Церковь есть воплощение Христовой любви ко всем. А вспомните, за кого молился Христос на кресте? За откровенных сатанистов, антихристов, которые постановили убить даже Лазаря, воскрешённого Христом. Кажется, до них ли было Христу во время жутких страданий? Но Он с креста вдруг обращается: Отче, прости им, ибо они не знают, что делают. И наша Церковь - Христова, а не иудейская, заповедь которой: "возлюби ближнего и возненавидь врага твоего", и не какая-то секта, которая заботится лишь о своих.

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru