На главную страницуПравославие Волгодонска



В поисках Бога

Увеличить

На материале бесед профессора Московской духовной академии А.И. Осипова продолжаем отвечать на многие из насущных вопросов веры, правильное понимание которых жизненно важно для христиан, искренне ищущих спасения.


- Никак не могу обрести настоящую твердую веру, постоянно терзают сомнения. Доказательства и трезвые доводы долго на меня не действуют, просто чувствую отчуждение от религии, но что-то заставляет меня искать Бога, хочу верить, но ничего не чувствую. И в Церковь хожу, и молиться пытаюсь, а в уме мысли крутятся, что все это ерунда. Страшно от такого безверия и внутреннего бунта. Что делать - не знаю.

- Каждый человек страдает чем-либо. Вот вас беспокоит неверие, другого беспокоит тщеславие, зависть, третьего - желудок и ниже. Следует знать и понимать, что все мы - духовно больны, только у каждого своя болячка. И у Вас она не столь уж страшна. С этой бедой, а лучше сказать - с этой болезнью, нужно бороться теми же средствами, какими борются и с другими страстями.

Во-первых, не надо смущаться этим. Мы же не терзаемся душой, когда заболит, например, голова, а ищем причины этого и средства, как избавиться от боли. Так и на неверие нужно смотреть, и так делать. Ибо оно - одна из болезней.

Во-вторых, есть полезный совет, который дают опытные в таких вопросах люди, которые научились побеждать страсти. Необходимо отгонять мысли неверия, обращаясь к Богу с молитвой, лучше всего с краткой: Господи Иисусе Христе, помилуй меня! Обращаться хотя бы умом, если сердце не хочет участвовать в этом. С краткой молитвой потому, что в больших мы рассеиваемся, поскольку наш ум слабоват, он не привык к ним, а с краткой молитвой будет много легче и эффективнее.

В-третьих, нужно, конечно, чтение соответствующей апологетической литературы, в которой эти сомнения разбираются. Не зная, правда, какие конкретно вопросы Вас смущают, трудно рекомендовать что-то конкретное. Но на всякий случай назову такие книги: "Смысл жизни" Е. Трубецкого, "Вера глазами физика" Д. Полкинхорна, "Религия и наука" И. Барбура, "Проповедь Православия среди рок-молодежи" Г. Седых, Н. Пыжова, "Иисус Христос - податель воды живой (христианский взгляд на Нью Эйдж)", "Иисус Христос в документах истории". Можете посмотреть и мою книгу "Путь разума в поисках истины". Вся эта литература - ХХ-го века.

Необходимо читать Новый Завет. Полезно познакомиться с "Письмами Валаамского старца" схиигумена Иоанна (+1958) и "О началах жизни" игумена Никона Воробьева (+1963). Купите эти книги, они очень помогут. Главное - не падайте духом.


- Как готовить к отходу из этой жизни невоцерковленных родителей? Они крещеные, но не носят креста, не ходили в храм, не молились. Не будет ли святотатством посмертное их отпевание, ведь хочется облегчить их загробную участь?

- Не зная Ваших родителей, трудно ответить на то, как их готовить, поскольку каждый человек индивидуален. Одному можно говорить о приближающейся кончине, другой этого не вынесет. Один примет слова о Боге, об исповеди, о необходимости покаяния, а другой это отвергнет. В данном случае говорить можете только Вы, поскольку знаете их психологию и состояние.

В отношении отпевания. Оно есть не что иное, как молитва об усопшем. И если они крещены, то здесь вопроса вообще нет. Но мы должны о всех молиться, особенно же о своих близких и родных. Только учтите, пожалуйста - нельзя сводить нашу заботу об усопших лишь к отпеванию, панихидам, запискам. Надо обязательно самим молиться, ибо мало надежды, что другие действительно о них помолятся, а не просто одним языком зачитают их имена. А в таком случае, какая же будет им помощь?

И еще одно. Нужно помнить слова Спасителя, который сказал: "Сей род изгоняется только молитвою и постом". О каком роде Он сказал? О бесах страстей, которые живут в душе каждого человека, и которых, оказывается, можно изгнать не просто одной молитвой, но и постом, то есть подвигом воздержания в пище, развлечениях, в языке и т.д. - ради своего близкого человека.


- В какое время души покойных людей проходят мытарство, можно ли помочь оставшимся на одном из мытарств?

- Только здесь мы живем во времени, после кончины человек переходит в иное бытие, которое именуется вечностью. Но вечность - это не время. И мы говорим о трех, девяти, сорока днях состояния души применительно к земному времени, но не к вечности. Там всё не так!

Церковь, говоря о днях, призывает нас хотя бы в течение этого времени взяться за себя, хотя сорок дней побыть христианами, то есть провести их по-христиански ради усопшего: примириться с обиженными, помочь нуждающимся, чаще ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Ибо нужно понимать, что все мы, живые и усопшие, составляем одно тело, и наше духовное состояние будет иметь очень большое значение для душ наших усопших.

Мы можем помочь им, и это одна из радостных истин христианской веры.


- Как нужно молиться в храме на Богослужениях? Порой мы присутствуем на Богослужении, а не молимся…

- Вопрос очень важный. Действительно, можно всю жизнь ходить в храм, и, увы, ни разу не помолиться. Это страшная беда, которая поражает подавляющее большинство верующих. Но что означает молиться? Святоотеческие указания по данному вопросу вполне определенны.

Во-первых. Кто молится без внимания, то есть одним языком произносит слова молитвы или только краем уха слушает, тот не только не молится, но и оскорбляет Бога. Представьте себе, придя к начальнику с просьбой, Вы начнете у него в кабинете разговаривать с другими лицами, отвлекаться на посторонние, а подчас и совсем непричинные темы, что тогда будет? Он, естественно, Вас тут же выгонит. То же самое происходит и с так же "молящимся". Бог изгоняет его из Своего Кабинета, и человек каким был, таким же и останется, ничего не получив. Потому свт. Игнатий Брянчанинов предупреждает: "Без внимания молитва - не молитва. Она мертва! Она - бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие"!

Молитвой является только та, которая совершается с вниманием, благоговением и покаянием. Научиться сразу этому нельзя, требуется время. Нужно понуждать себя, постоянно возвращая внимание к словам молитвы. Ибо грехом, изгоняющим нас из Кабинета Христова является не само по себе возникающее рассеивание, но то, что мы не боремся за внимание, не понуждаем себя к нему, а привыкаем к пустому вычитыванию молитв, принимая это за норму.

Во-вторых. Богослужение длится не минуты, а часы. Во время его нередко что-то не понятно читают, поют или плохо слышно. Поэтому необходимо использовать драгоценное время пребывания в храме на то, чтобы учиться молитве Иисусовой: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного, произнося ее с вниманием и неспешно. Эта краткая молитва научит нас участвовать в Богослужении, а не просто присутствовать на нем. Это чрезвычайно важно. Ибо одна из основных причин духовной мертвости христиан и состоит в том, что не приучаем себя к правильной молитве.

Надо помнить: нет религии без молитвы. Само слово "религия" в переводе с латинского означает "связь", "соединение", в данном случае - соединение с Богом, которое происходит только в молитве. Повторяю, не в бессмысленном и пустом произнесении слов молитвы, а во внимательной молитве, и, если возможно, то и в сердечной.

Но сердце участвует в молитве не сразу, это приходит постепенно. Начинать же нужно с молитвы умом. Тогда понемногу будет присоединяться и сердце и развиваться наша духовная жизнь.


- Сейчас в средствах массовой информации часто встречаются материалы дискуссий между очень известными и уважаемыми священнослужителями, выражающими различные точки зрения по одному и тому же вопросу. Как их воспринимать?

- Не удивляйтесь этому. Апостол Павел пишет, что разногласия в нашем грешном мире неизбежны. Ибо все мы, и священнослужители в том числе, - люди, а не боги. Но плохо, когда при этом нарушаем прямое указание Христа о том, что возникающие разногласия между христианами должны разбираться внутри Церкви, а не перед лицом постороннего мира (Мф. 18: 15-17). Апостол Павел упрекает коринфских христиан, что у них брат с братом судится, и притом перед неверными (1 Кор. 6:6).

Сейчас эту заповедь, к сожалению, всё чаще игнорируют, публично обвиняют и оскорбляют друг друга - на соблазн верующим, и на радость всем врагам Церкви, которые убеждаются, какая у нас на самом деле христианская "любовь" между собой. Этим прямо подрывается проповедь Евангелия Христова, миссионерская деятельность Церкви. И всё это происходит от самомнения и гордыни. Апостол Петр называл таковых ругателями: "Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям" (2 Петр. 3:3). Насколько велик их грех говорит Сам Господь: "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф. 18: 7).

Например, к слову о спорном вопросе: ограничена ли геенна? Ни один из святых Отцов, которые писали о конечности вечных мучений, не был осужден ни Пятым, ни каким-либо другим Собором. О самой же анафеме, содержащейся в послании имп. Юстиниана патриарху Мине, известный историк А.В. Карташев писал: "Текст этого указа императора Юстиниана против Оригена был произвольно помещен издателями "Деяний соборов" (Harduin и Mansi) в собрании актов V Вселенского собора". Следовательно, эта анафема касается только оригеновского учения о конечности мучений, которое говорит, что грешники, перенеся адские муки, вновь станут чистыми бестелесными умами, какими они будто бы и были созданы, но согрешив, были посланы в смертные тела. Святые же Отцы, исходя из библейского Откровения, учили, что человек создан с телом и душой и, очистившись от страстей, останется по-прежнему духовно-телесным, но уже совершенным, прекрасным, святым.

Утверждение же защитников вечности ада, что эту анафему о конечности адских мучений нужно понимать как осуждение не только полуязыческого (выражение Карташева) оригеновского апокатастасиса пантон (восстановления всего), но и совершенно другого учения об апокатастасисе многих святых, является, во-первых, противоречием очевидному факту (Собор не анафематствовал этого учения Отцов), во-вторых - прямым выпадом против самого Собора, будто бы осудившего учение тех святых, которые были прославлены самой Церковью.


- Если нет большого жизненного опыта, а внутренне чувствуешь, что близкие неправильно поступают или неверно реагируют на то или иное жизненное обстоятельство, нужно ли высказывать свое мнение, или правильнее возделывать свою духовно-нравственную составляющую, никого не поучая, а лишь молясь за них?

- Все зависит от того, о каком человеке идет речь. Например, если отец и мать будут возделывать только свою духовно-нравственную составляющую и позволять детям делать что угодно, то во что это выльется? Родители ответственны за детей перед Богом и должны говорить, объяснять им и наказывать, если потребуется. Мы обязаны помогать своим близким. Апостол Павел предупреждает: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5:8).

Когда же вопрос касается широкого круга людей, то здесь совет опытных людей таков: пока не спрашивают, лучше молчать. Если же в силу необходимости потребуется что-то сказать, то это нужно делать очень деликатно и с большой осторожностью. Но если не принимается человеком, а тем более, раздражает его, то нужно перестать говорить. В противном случае мы окажемся виновными, вызвав его гнев. Христианский разговор с человеком не должен переходить границы нормальных отношений. Настойчивость здесь полностью исключается. К этому призывает Апостол: "умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира" (Еф.4: 1-3). Ибо где нет смирения, там нет любви! Так что к каждой ситуации нужно относиться с рассуждением.


- Я прочитала у Игнатия Брянчанинова, что Господь не принимает добро, которое делается на крови и нервах. К сожалению, сама тяжело больна, вынуждена ухаживать за очень престарелой мамой, раздражаюсь, кричу...

- Необходимо следить за собой и понимать, что любая ситуация, в которой мы оказываемся, не случайна, а попущена Самим Господом. И потому является наилучшей для познания себя и приобретения смирения.

Господь - не палач, который казнит нас за наши грехи. Он - премудрый и любвеобильный врач. А врачи помещают человека в разные условия и предлагают разные лекарства, в зависимости от его болезни, которой он иногда и не видел.

В Вашем случае очень полезно увидеть себя, увидеть, что и кто в нас живет, что мы на самом деле грешные, покаяться за свой ропот и понять, что нам нужен Христос Спаситель. Ибо только смиренным дает Господь благодать спасения.

Игнатий Брянчанинов в данном случае высказывает эту мысль. Когда мы делаем что-то по плоти и крови, то наше добро выходит, как говорят, боком. А если это же делаем ради Бога, то будет лучше во всех отношениях.

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru