На главную страницуПравославие Волгодонска



Покров на Дону

Новочеркасский собор

Издревле праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии особо почитаем на Руси. В столице мирового казачества - городе Новочеркасске состоится приуроченный к этому дню V Всемирный конгресс казаков. В нынешнем году этот праздник ознаменован особым событием - визитом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Донскую землю.

Напомним, что соборному храму Вознесения Господня г. Новочеркасска в 2014 году был усвоен статус Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора. 20 апреля, в день праздника Светлого Христова Воскресения, за Пасхальной великой вечерней в кафедральном соборе Вознесения Господня г. Новочеркасска Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий зачитал соответствующий Указ Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Тогда была выражена надежда, что усвоение собору статуса Патриаршего может стать сильной, объединяющей всех казаков идеей, сделать его консолидирующим центром возрождения исторического самосознания казачества Дона и всей России. Значимость Вознесенского войскового собора значительно возросла после усвоения городу Новочеркасску статуса столицы мирового казачества. Собор стал духовным центром казачества не только Донского, но всего мира.

Перед оглашением Указа владыка митрополит сказал: "Я верю в то, что этот храм, ставший Патриаршим собором, по величию своему приравненный Святейшим Патриархом к Успенскому собору Московского Кремля, обретет духовную силу, утраченную красоту и послужит Отечеству нашему, объединению казачества, формированию его как могучей духовной русской силы, способной отстаивать правду Божию и защищать Отечество".

Губернатор Ростовской области Василий Голубев, принявший участие в Пасхальном богослужении, выразил уверенность в том, что усвоение высокого статуса Вознесенскому собору придаст новый импульс восстановлению этой православной святыни и возрождению казачества всей России: "Здесь зарождались многие подвиги, совершенные нашими великими предками, здесь покоятся прославленные Донские атаманы. Я убежден, что все мы сегодня стали свидетелями великого события для истории Дона, казачества и всей России".

В советское время, в 30-х годах, собор закрывался. С его куполов сняли медные листы с золотым покрытием и устроили склад ГСМ. В августе 1942 г. во время оккупации собор был открыт немцами. После войны храм не закрывали, но в его огромных бетонированных подвалах хранили продовольствие: сахар, муку, зерно, солод для пивзавода. В период демократических реформ собор освободили от зерна, провели текущий ремонт в подвалах. Поруганные в советское время могилы героев Дона были восстановлены, а останки героев были торжественно перезахоронены в них 15 мая 1993 года. В 2001 году были начаты крупномасштабные реставрационные работы, целью которых являлось возвращение кафедральному Вознесенскому собору его первозданных величия и красоты. В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска и 100-летию собора реставрация фасада здания успешно завершена.

И вот купола храма вновь покрыты червонным золотом. Реставрация интерьеров собора в целом завершена. Теперь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы нам предстоит стать свидетелями того, как Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит чин Великого освящения Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора города Новочеркасска и возглавит Божественную литургию.

Новочеркасский собор

О чём мы будем молиться ко Господу, с каким духовным настроем подходим к предстоящему событию? Для ответа на этот вопрос вспомним, как ровно шесть лет назад во время Божественной литургии в Свято-Вознесенском кафедральном соборе Новочеркасска после чтения Евангелия Патриарх обратился к собравшимся с таким словом:

"Сегодня великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Покров ? символ защиты, символ помощи, которую Царица Небесная дает каждому, кто обращается к Ней с верой, в ответ на его труды и молитвы.

Это праздник любим в нашем народе, но особенно в казачестве, потому что с праздником Покрова связано одно из самых чудесных событий в истории казачества. В далеком 1641 году донские и запорожские казаки совместно как один народ, как одно казачье братство держали оборону Азова от турок. Почти четыре года длилась эта оборона. Силы врага в пятнадцать раз превышали силы казаков. Но это не надломило волю к победе, не породило страх перед смертью. Мужественно оборонялись казаки, защищая город и Отечество свое, и крепко молились, потому что знали, что по человеческому рассуждению один не может победить пятнадцати. И в канун праздника Покрова явлено было видение прекрасной Жены, в багряницу одетую, и уверовали казаки в то, что Покров Пречистой Царицы Небесной в ответ на их мужество, на их волю к победе, на их горячую молитву простирается над ними. И стали без боя отступать турецкие войска от Азова, прекратив его четырехлетнюю блокаду.

В истории казачества было много чудес. Чудо ? это когда Бог Свою силу и Свою энергию соединяет с человеческой силой и человеческой энергией, когда Свою Божественную волю по свободной воле человека соединяет с человеческими деяниями. Тогда умножаются силы и совершаются великие деяния.

Я хотел бы поздравить с великим праздником Покрова Пресвятой Богородицы все Всевеликое казачье войско Донское, а также всех казаков. Слово "казак" означает вольный человек, человек, любящий волю, любящий свободу. Собственно, так и возникло казачество, когда на эти южные земли стали переселяться те, кто любил свободу, кто любил волю. Поскольку земли были богатыми, то их надо было защищать. А потому с самого начала эти любящие волю и свободу люди вынуждены были силой оружия защищать свои дома и свои семьи. Но не все из них стали казаками. Любящие вольницу очень часто становились разбойниками. Известно, как много горя приносили эти люди, которые жили по своему разумению, по своему хотению и произволению, нередко употребляя ту же силу оружия для того, чтобы творить беззакония.

А чем же казак, вольный человек, отличался от разбойника, вольного человека? Почему казаки боролись с разбойниками? Ведь и те, и те любили волю, имели оружие, защищались. Почему одни стали называться казаками, а другие - разбойниками? Потому что казаки поняли, что одной свободы мало. Если человеку все дозволено, то человек становится зверем. Если не контролировать свою свободу, то начнешь жить по закону греха, творить беззакония и приносить зло. Казак ? это вольный человек, который свою свободу и свою волю подчинил Божиему закону. Вот почему без веры православной нет и казачества. Так было в древности, так и сейчас. Если подставляет казак свою волю под волю Божию, если живет по закону, то тогда исполняет великие Божии слова.

Господь говорил о том, что Его учеником является тот, кто слово Его соблюдает. И именно таким ученикам открывается истина. И говорит Господь: "Познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8:32). Не человеческое понимание свободы, не раскрепощение греха, похоти и страстей, а свобода во Христе, свобода, подчиненная нравственному закону. Тогда свобода соединяется с ответственностью, тогда любящий свободу человек становится казаком, а не разбойником. А тот, кто подставляет себя под закон Божий, начинает жить этим законом. И возникает любовь в сердце к людям, к своим ближним, родным, к своему Отечеству. Вот почему казаки всегда служили Отечеству - потому что свою свободу соединяли с нравственным Божиим законом, жили по совести. А как же жить по совести и не любить народ свой? Как же жить по совести и не любить Отечество свое? Вот потому свободным произволением брались они за меч, за шашку свою казацкую, когда надвигалась опасность над народом и над страной, и жизни своей не щадили, отстаивая свободу Отечества, сохраняя его независимость, неколебимыми рубежи его.

За верность Богу, Церкви Православной, за жизнь по совести, за верность присяге и Отечеству пострадало казачество так, как, может быть, никто иной на земле нашей. И многим казалось, что память поги бе с шумом (см. Пс. 9:7). И никогда больше не наполнится этот казачий Новочеркасский собор народом. И никогда сотни и сотни облаченных в казацкую форму не преклонят больше колен перед Господом и не обратят свою молитву к Царице Небесной. Но совершилось и это чудо. И сегодня мы как народ, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но поворачиваем лицо свое к Богу, начинаем понимать, что жизнь человека может быть счастливой и радостной только тогда, когда свободу свою, Богом ему дарованную, он соединит с верностью Божиему закону и когда будет любить свое Отечество и своих ближних.

Пробуждается и возрождается казачество наше. Много еще испытаний и, наверно, проблем, которые нужно преодолеть и решить, но самое главное должны помнить - и казаки, и все мы: если хотим, чтобы совершалось над нами чудо Божие, чтобы Бог приклонял к нам Свою милость, мы должны хранить веру в сердце, жить по совести, по Божиему закону, любя друг друга и любя Отечество наше. И тогда никакие соблазны, человеческие страсти, никакая борьба за власть, в том числе и в казачьем сообществе, не будут страшны, потому что будет являться Божия правда. И казачье сообщество будет сильным и неколебимым, будет мощной опорой государства Российского, поддержкой Церкви, примером для народа.

С большой радостью я прибыл к вам, мои дорогие, чтобы впервые в истории совершить в этом величественном соборе Всевеликого войска Донского Божественную литургию и в день Покрова вместе с вами горячо помолиться об Отечестве нашем, о народе нашем, о казачестве нашем, о Церкви нашей. И верим, что, как и в прошлом, Царица Небесная приклонит к нам Свою милость и явит нам великую победу, победу над грехом и злом, преодоление проблем и трудностей, встречающихся на нашем жизненном пути.

Пусть Царица Небесная покрывает Своим омофором казачество наше, храня его от всякого зла. Аминь".

Икона Покрова

14 октября 2010 года Предстоятель Русской Православной Церкви в домовом Покровском храме Московской духовной академии возглавил служение Божественной литургии, после чего, в частности, сказал:

"Память о событии, бывшем 1100 лет назад в Константинополе, заставляет нас подумать о том, что такое Покров Пресвятой Богородицы. Видел святой Андрей видение - простертый над молящимися людьми омофор; в честь этого видения и последующего освобождения Константинополя и был установлен на Руси этот праздник. Но что означает Покров Пресвятой Богородицы? Простирается ли он над нами всегда и при любых обстоятельствах? Защищает ли он нас от всяких бед и зол? А как же тогда революция, гражданская война, закрытие храмов, низвержение крестов, национальное богоотступничество? А как же, в нынешние времена, господство греха в общественной сфере, которое так очевидно проявляется через средства массовой информации? Как уживаются с заступничеством Божией Матери все кошмары человеческой истории?

Совершенно ясно, что Божия Матерь не покрывает постоянно Своим Покровом всех и вся. Если б было так, то нарушалась бы Божественная справедливость и дар Божественного покровительства через Пресвятую Деву получали бы те, кто этот дар отвергает, кто борется с самой возможностью для людей верить в этот дар. Говоря на эту тему - тему безбожия, мы обычно вспоминаем атеистические времена. Да, действительно, мы прожили трудную историю, когда атеизм был государственной политикой. Атеистическая идеология стала основой политики - и внешней, и внутренней; и потому богоотступничество, надругательство над святыней стали частью того, что совершала власть и к чему она принуждала народ.

Эти тяжкие времена прошли. Но можно ли сказать, что в ту пору Покров Пресвятой Богородицы не покрывал тех, кто верил в Ее силу, кто обращал к Ней свою молитву, кто во имя веры в Ее Сына восходил на Голгофу, проходил через все мучения, лишался жизни? Конечно, этот Покров оставался. Он не простирался над всеми, защищая всю страну и весь народ, но он простирался над теми, кто в самых тяжких обстоятельствах призывал имя Пречистой Царицы Небесной.

Сегодня времена изменились. Мы наслаждаемся религиозной свободой, многие из тех, кто стоит во главе страны, являются православными людьми. Поддержка духовного возрождения народа становится сегодня как в России, так и во многих других странах, составляющих каноническую территорию Московского Патриархата, важной частью усилий государственной власти. Но разве можем мы сказать, что все пространство, которое мы называем своей канонической территорией, становится пространством Святой Руси? На этом пространстве идет невидимая духовная брань, потому что никогда диавол не смирится с тем, чтобы слово Божие усваивалось людьми и воплощалось в жизнь. Поэтому и Церковь наша земная именуется Церковью воинствующей - потому что участвует в этой брани между добром и злом, между правдой и ложью.

Но есть очень важное отличие всех тех, кто прямо или косвенно служит диаволу, от тех, кто служит Богу. Если мы служим Богу, то мы находимся с Ним в прямых отношениях, мы обращаемся к Нему с молитвой, мы обращаемся к Нему с верой и надеждой. Тогда Господь приклоняет к нам Свою милость, тогда над нами простирается Покров Пречистой Царицы Небесной, и все эти человеческие страхи и интриги отходят в сторону, потому что нет ничего сильнее, чем Покров Божией Матери и благословение Божие над человеческой жизнью.

Вот почему Церковь молится о властях и воинстве, вот почему Церковь молится о Патриархе и иерархах. Вот почему Церковь вспоминает в молитвах страждущих, гонимых, всех тех, кто переживает тяжкие обстоятельства жизни, - потому что мы верим, что в ответ на эту молитву совершается то, что мы не видим своими очами, но что видел святой Андрей, взирая на небо в самый страшный, быть может, момент истории Константинополя. Он видел, как в ответ на молитву людей, собравшихся во Влахернском храме, Пречистая Царица Небесная простерла над ними Свой Покров.

Из прошлого нужно делать уроки. Про того, кто не делает уроков из прошлого, мы говорим, что это человек немудрый, не умеющий учиться на опыте других. Церковь обладает великой мудростью, потому что она сохраняет историческую память. И памятуя о том, что случилось с нами, вспоминая крестный исторический путь России, будем помнить о том, что Покров Пречистой Царицы Небесной как великая защита и мощная крепость простирается над каждым, кто с глубокой верой и с надеждой обращает к Ней свое сердце. Пусть в центре нашей жизни будет молитва, ясное сознание того, что силой молитвы приклоняется милость Божия и силой молитвы над каждым в отдельности и над всеми нами простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. А наша общая задача заключается в том, что, несмотря на наши грехи, заблуждения, падения, мы как Церковь должны непрестанно молиться, чтобы Покров Пречистой Царицы Небесной пребывал над всей исторической Русью, над страной нашей Российской, над всеми, кто сознательно или, может быть, еще недостаточно сознательно готов принять Божие заступление и Покров Пречистой Царицы Небесной над собой. Верю, что Господь и Матерь Божия услышат наши молитвы".

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru