На главную страницуПравославие Волгодонска


Преображение Господне
Свет фаворский

Преображение Господне произошло через шесть дней после того, как Христос рассказал ученикам о предстоящих Ему крестных страданиях, то есть в феврале или марте. Через сорок дней последовало распятие. Чтобы избежать совпадения со скорбным временем Великого поста, праздник был перенесён Церковью на 19 августа, потому что спустя те же сорок дней, 27 сентября, отмечается другое событие, связанное с крестными страданиями Спасителя, - Воздвижение Креста Господня.

Совершая проскомидию, священник в центр дискоса помещает часть хлеба, именуемую Агнцем. Это тот хлеб, которому предстоит стать Телом Христовым в результате службы и освящения, в результате прикосновения Духа. Вокруг же этого хлеба в особом порядке располагаются частицы в честь Богородицы, Предтечи, всех святых, затем - всех живых и усопших. Таким образом, на дискосе зримо представлено собрание вокруг Христа всего спасенного и спасаемого человечества.

Такое же собирание Христом вокруг Себя живых и умерших мы видим на горе в день Преображения. С тремя земными спутниками и учениками Господь восходит на гору, а там к лучам засиявшей славы Его пришли из царства мертвых - Моисей, а от небес - Илия. И воплотилось то, о чем со временем скажет Павел: "Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисусовым преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних" (Фил. 2: 9-10).

"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф. 5: 17). Так говорил Спаситель, проповедуя. И в подтверждение этих слов пришли к нему двое самых славных сынов Ветхого Завета. Как прежде на Синай и Хорив, опять пришли они на гору. Фавор имя ей.

В лице Моисея Христу поклонился закон. В лице Илии с Ним беседовали пророки. Оба они своим явлением показали, что Христос - податель закона и исполнение пророчеств.


***

Моисею однажды, среди событий великих и едва объяснимых, Бог сказал: "Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх. 33: 20). Но вот прошли долгие годы, многие поколения сменили друг друга. Наказания и благословения, предсказанные Моисеем, в свою очередь опускались на головы сынов Израиля. Наконец "пришла полнота времени" (Гал. 4: 4), и на землю пришел воплотившийся Сын Божий. Теперь Моисею стало возможно увидеть лицо Его. Уже не боялся умереть Моисей от этого лицезрения, и не только потому, что тело его уже давно лежало в земле, а лишь душа наслаждалась лицезрением Истины. Но еще и оттого, что не убивает, но греет; не калечит, но животворит Агнец Божий, для того и пришедший, чтобы взять на Себя грехи мира.

Апостолы были в страхе. Если они и говорили что, то это был лепет людей, не понимавших самих себя (См.: Лк. 9: 33). Но не так вели себя гости из иных миров. Два величайших пророка вели с Мессией беседу. Они "говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме" (Лк. 9: 31). Отвержение Христа старейшинами, осуждение Его на смерть, распятие и Воскресение были предметом их разговора.

Многое, очень многое было открыто Моисею и Илии при земной жизни. Надо думать, что не все, что знали они, было ими сказано. Но еще больше им пришлось увидеть, услышать и узнать здесь - на Фаворской горе - в присутствии трех испуганных Иисусовых учеников.

Моисей столько раз слышал Божий голос! Он слышал его и ушами, и сердцем, ибо Господь говорил с ним как с другом - устами к устам. Теперь он видел прежде Невидимого, и нет на человеческом языке слов, чтобы передать то, что он чувствовал.

Но Илия смотрел на Христа иначе.

Илия не умер. Его возвращения с огромным напряжением ждали сыны Закона. Ведь у последнего пророка сказано: "Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного" (Мал. 4: 5).

Илии, по мнению мудрецов, должно прийти и, как учат книжники, "устроить все", то есть помазать и воцарить Мессию. Поэтому, когда в духе и силе Илии пришел Иоанн с проповедью покаяния, "прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?" (Ин. 1: 19). И среди главных вопросов был и такой: ты Илия?

Иоанн тогда сказал "нет", поскольку он не Илия, но "глас вопиющего в пустыне". Он пришел приготовить людей к вере через проповедь покаяния. Он - предтеча первого пришествия, пришествия смиренного и искупительного. А Илии предстоит быть пророком и предтечей второго пришествия Христова.

Все это - тайны, скрывшиеся от премудрых и разумных, но открытые впоследствии младенцам. Ныне же Илия смотрит с любовью на Царя Израилева, Который вместе с тем и Агнец - невинный, предназначенный к закланию.


***

Там, где живет Илия, время движется по-иному. На земле тянутся годы и сплетаются в столетия. А собеседники Ангелов - Енох и Илия - могут не замечать их, поскольку живут близ Бога, у Которого тысяча лет - как один день. Но наступит время, когда человечество составит из себя одно греховное целое, подобное сплетенному змеиному клубку. Это будет безмерно разгордившееся и безмерно развратившееся человечество. Оно откажется поклоняться Истине и полюбит ложь. Из среды этого неисцельно больного человечества явится, словно горький плод на ядовитом дереве, человек, любящий себя так же сильно, как любит себя отец лжи - сатана. Этот человек сравнит себя с Христом, и большинство людей не способны будут отличить эту грубую ложь от правды. Вот тогда Илия прервет свои непрестанные молитвы и явится среди людей, чтобы свидетельствовать Истину.

"Истинный Мессия уже приходил, - скажет он народу Израиля. - Тот, кого вы превозносите и на кого надеетесь, - обманщик". Илия не побоится сказать правду. Не побоится он за правду и умереть, подобно Иоанну, пришедшему в одном с Илией духе проповедовать покаяние.

А сейчас он смотрит на сияющее, подобно солнцу, лицо Христа, на одежды Его, ставшие ослепительно белыми, и будущее открывается его пророческому взору более ярко, нежели обычному человеку вспоминается прошлое.


***

Что же это было там, на горе?

Это было Царствие Божие, пришедшее в силе. Так сказал Христос перед Преображением: "Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мк. 9: 1).

Христос, сияющий, как солнце. Люди, поклоняющиеся Ему. Слава Божия, освящающая праведников. Это и есть Царствие Божие, явленное на краткое время малому числу избранных, но ожидающее в конце веков и времен всех, кто записан в Книгу Жизни.

Один из бывших на горе в тот день - Иоанн - со временем станет зрителем еще более чудных откровений. Он увидит Небесный Иерусалим, о котором скажет, что "город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его и светильник его - Агнец" (Откр. 21: 23).

Так Агнец, ставший светильником на Фаворе для пятерых избранных, станет источником света для великого множества людей, поющих: "Буди светлость Господа Бога нашего на нас!", "Во свете Твоем узрим свет", "Боже, ущедри нас, благослови нас, просвети лице Твое на нас и помилуй нас".


***

Бывшее на Фаворе превосходит всякую цену. Это событие учит нас тому, в Кого же мы, собственно, верим, Кого называем Спасителем.

Это не просто Человек и Учитель.

Это - Бог пророков, Податель Закона, сладчайший Собеседник древних праведников, вечное сияние славы Отца, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного.

Это Тот, Кто выше Моисея. Тот, Кому предстоит Илия.

Он - Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.

И будущую надежду проясняет фаворское сияние и о будущем светлом Царстве возвещает нам.

И само изобилие плодов, освящаемых в этот день, говорит нам о сладости и радости, о богатстве и красоте будущего и грядущего Царства, которому не будет конца.

И даже фрукты в сей день - источник мыслей для радостного и сладкого богословия. Ведь о Царе прикровенно сказано: "Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей" (Песн. 2: 3).

Протоиерей Андрей Ткачев

Яркие и чистые детские впечатления от Преображения, как оно праздновалось в московской патриархальной купеческой среде во второй половине XIX века, с особой силой переданы русским писателем И.С. Шмелёвым в изумительной по ясности высокого духовного чувства книге "Лето Господне".

"Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви - не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, даёт и даёт свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам - передаются "празднику". Проплывают над головами узелочки: всё яблоки, просвирки, яблоки. Наши корзины на амвоне ("обкадятся", - сказал мне Горкин). Он суетится в церкви, мелькает его бородка.

В горячем воздухе пахнет нынче особенным - свежими яблоками. Они везде: даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело: будто гости, и церковь - совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их, - посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: "Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!". И будут есть уже совсем другие - не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть - Преображение.

Приходит Горкин и говорит: "Пойдём, сейчас окропление самое начнётся". В руках у него красный узелок - "своих". Отец всё считает деньги, а мы идём. Ставят канунный столик. Золотой-голубой дьячок несёт огромное блюдо из серебра, красные на нём яблоки горою, что подошли из Курска. Кругом на полу корзинки и узелки. Горкин со сторожем тащат с амвона знакомые корзины, подвигают "под окропление, поближе". Все суетятся, весело, - совсем не церковь.

Священники и дьякон в необыкновенных ризах, которые называются "яблочные", - так говорит мне Горкин. Конечно, яблочные! По зелёной и голубой парче, если вглядеться сбоку, золотятся в листьях крупные яблоки, и груши, и виноград: золотое, золотое, голубое - отливает. Когда из купола попадает солнечный луч на ризы, яблоки и груши оживают и становятся пышными, будто они навешаны.

Священники освящают воду. Потом старший, в лиловой камилавке, читает над нашими яблоками из Курска молитву о плодах и винограде - необыкновенную, весёлую молитву - и начинает окроплять яблоки. Так встряхивает кистью, что летят брызги, как серебро, сверкают и тут, и там; отдельно кропит корзины для прихода, потом узелки, корзиночки...

Идут ко кресту. Дьячки и Горкин суют всем в руки по яблочку и по два, как придётся. Батюшка даёт мне очень красивое из блюда, а знакомый дьякон, нарочно будто, три раза хлопает меня мокрой кистью по голове, и холодные струйки попадают мне за ворот.

Все едят яблоки, - такой хруст! Весело, как в гостях. Певчие даже жуют на клиросе. Плотники идут наши, знакомые мальчишки, и Горкин пропихивает их: живей проходи, не засть! Они клянчат: "Дай яблочка-то ещё, Горкин... Мишке три дал!". Дают и нищим на паперти. Народ редеет. В церкви видны надавленные огрызочки - "сердечки". Горкин стоит у пустых корзин и вытирает платочком шею. Крестится на румяное яблоко, откусывает с хрустом - и морщится:

- С кваском... - говорит он, морщась и скосив глаз, и трясётся его бородка. - А приятно, ко времени-то, - кроплёное..."

Читая проповеди наших современников и обращаясь к художественной литературе, будем руководство к правильной духовной жизни черпать из первоисточников - Евангелия и святоотеческих творений, чтобы, по слову святителя Григория Паламы, "веровать так, как научили нас те самые, которые просвещены от Самого Христа, поскольку только они одни знают это хорошо: ибо тайны Божии ведомы, по словам Пророка, одному Богу и Его присным. Мы же, разумея тайну Преображения Господня по их наставлению, будем и сами стремиться к озарению этим Светом и возгревать в себе любовь и стремление к Неувядаемой Славе и Красоте, очищая духовные очи от земных помыслов и огребаясь от тленных и скоропреходящих сладостей и красот, помрачающих одежду души и ввергающих в огнь гееннский и тьму кромешную, от которых да освободимся озарением и познанием Невещественного и Присносущного Света преобразившегося на Фаворе Спаса нашего, во Славу Его, и Превечного Отца Его, и Животворящего Духа, Которых Едино Сияние, Едино Божество, и Слава, и Царство, и Сила ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru