На главную страницуПравославие Волгодонска



На пути к Великому посту

На пути к Великому посту

Следом за Святками наступают постепенно спасительные дни Святой Четыредесятницы. Публикуя этот краткий рассказ о подготовительных неделях к Великому Посту, мы надеемся, что он поможет читателям лучше понять богослужебную традицию Православной Церкви. Следующий шаг по пути духовного роста - живое участие в общем молитвенном, покаянном подвиге, которое необходимо нам всем, чтобы достойнее встретить Христа Спасителя - Победителя смерти - в день Его Светлого Воскресения.

Мы знаем, что покаяние - начало и условие подлинной христианской жизни. Первое слово Христа, когда Он начал проповедовать, было: "Покайтесь" (Мф. 4: 17). Но что такое покаяние? В суете нашей ежедневной жизни мы не успеваем задуматься об этом и считаем, что Пост обязывает нас воздерживаться от скоромной пищи и излишних развлечений, пойти исповедаться, получить от священника разрешение грехов, причаститься (один раз за весь год!) и до будущего поста думать, что "все в порядке".

Но ведь недаром Церковь специально определила эти семь недель, посвященных покаянию, недаром она зовет нас к длительному и усиленному духовному подвигу. Все это, конечно, должно относиться лично ко мне, к моей вере, моей принадлежности к Церкви. А если это так, то, конечно, мой долг - постараться вникнуть и понять учение моей Церкви о Посте, постараться быть православным не только по имени, но и по самой жизни.

Что такое покаяние? Зачем оно нам нужно? Как проводить его в жизнь? Великий Пост дает нам ответ на все эти вопросы. Великий Пост - настоящая школа покаяния, в которой каждый человек должен ежегодно учиться углублять свою веру, пересматривать свою жизнь и, насколько это возможно, ее изменять. Великий Пост - это ежегодное паломничество к самым истокам православной веры, где нам вновь открывается, как должен жить православный человек.

Задолго до начала самого Поста Церковь возвещает нам о нем и зовет нас вступить в приготовительный период. До начала действительного подвига Поста нам объясняется его значение. Это приготовление продолжается в течение пяти недель, предшествующих Посту, и каждое из воскресных евангельских чтений посвящено одной из основных сторон покаяния.

Первое возвещение поста мы слышим в воскресном Евангелии о Закхее (2 февраля). Закхей был мал ростом, но умом очень сообразительный, так что нажил себе большое состояние сбором податей с народа, затем возвысился и стал начальником над мытарями. Мытарей считали грешными людьми за то, что они обижали народ - брали подати незаконно, то есть больше, чем положено, и наживали за счет этого себе большое богатство.

У Закхея пробудилась совесть к покаянию тем, что он услышал, как Иисус Христос ходит и проповедует народу о Царствии Небесном. Закхей очень желал увидеть этого Проповедника и послушать Его речей. Он услышал однажды, что Иисус Христос идет среди народа, взобрался на дерево и смотрел на Него. Господь, когда проходил мимо дерева, читал мысли и желания Закхея и, взглянув на него, сказал: "Закхей, Мне нужно быть сегодня в твоем доме".

Закхей спрыгнул с дерева, чтобы принять дорогого Гостя. Книжники и фарисеи, считавшие себя праведниками и презиравшие мытарей, осудили Господа Иисуса Христа за то, что Он зашел к такому великому грешнику. А Закхей, когда Спаситель пришел в его дом, с радостью сказал: "Господи! Я недостоин Твоего посещения, сознаю себя большим грешником и готов вчетверо воздать тому, кого обидел. Половину имения моего отдам в пользу бедных людей". Господь на это сказал ему: "И ты - сын Авраама, ныне пришло спасение дому сему!".

Вот нам образ полноценного покаяния, то есть нужно каяться не языком только, но и делами. Покаяние состоит не в том, чтобы перечислить свои грехи и остаться таким же. Нет! Это пустое, формальное покаяние. Господь от нас требует живого, искреннего, сердечного покаяния, то есть нужно прочувствовать все свои грехи, осознать тяжесть каждого из них и загладить их добрыми делами, в корне измениться, стать новым, другим человеком, не делать больше таких грехов и уже жить с чистой совестью для Бога. Если кого обидели чем, то вознаградить ущерб, принесенный этой обидой; если кого оклеветали, унизили, а сами себя возвысили, нужно смириться и стараться загладить эту обиду своему ближнему каким-либо добрым делом и уже больше этого не повторять, а вести добродетельную жизнь по заповедям Божиим.

Грех - это нарушение воли Божией, великое зло, тяжесть. Если грех положить на одну чашу весов, а на другую чашу собрать наши добрые дела, грех перетянет их. Вот почему нам так необходимо покаяние - сердечная перемена, возвращение к Богу.

Святой Иоанн Кроншадтский о посте и покаянии пишет: "К чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению пред Господом. Есть из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный. У многих ли из нас есть чувство сыновней любви к Богу? Многие ли из нас со дерзновением, неосужденно смеют призывать Небесного Бога Отца и говорить: Отче наш!.. Не напротив ли, в наших сердцах вовсе не слышится такой сыновний глас, заглушённый суетою мира сего или привязанностью к предметам и удовольствиям его?".

На пути к Великому посту

Второе возвещение поста мы слышим в воскресном Евангелии о мытаре и фарисее (9 февраля). Накануне этого дня, в субботу на вечерне, впервые открывается Триодь Постная, книга богослужений Великого Поста, и к обычным воскресным стихирам и канонам прибавляются стихиры и каноны Недели мытаря и фарисея. Они посвящены главным образом смирению, необходимому для истинного покаяния. В евангельской притче (Лк. 18: 10-14) показан человек, всегда довольный собой, думающий, что он исполняет "весь закон", все требования религии. Он самоуверен и гордится собой. Однако на самом деле он извращает и не понимает смысл требований религии. Он видит в них только исполнение внешних обрядов и оценивает свое благочестие согласно количеству денег, которые он жертвует на храм. Мытарь, напротив, унижает себя, и его смирение оправдывает его перед Богом. Если и есть нравственное качество, на которое теперь совершенно не обращают внимания и даже отрицают, то это именно смирение. Культура, цивилизация, окружающая нас, постоянно возбуждает в нас чувство гордости, самохвальства, самооправдания. Она построена на том понятии, что человек может достичь всего сам, и даже изображает Бога как Того, Кто вознаграждает, как бы платит человеку за его достижения и добрые дела. Смирение - как качество личное или общее, этническое или национальное - считается признаком слабости, недостойным настоящего человека. Но разве даже в церквах наших нет того же фарисейского духа? Разве нам не хочется, чтобы всякое наше пожертвование, всякое "доброе дело", все, что мы делаем "для Церкви", было принято, оценено, стало бы известным?

Но что такое смирение? - это противоположное гордости устроение души, это искреннее сознание и чувство своей духовной нищеты, упование на милость Божию, дающее внутренний мир. Смирению учишься, созерцая Христа, Который сказал: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смиренен сердцем" (Мф. 11: 29). В конце концов, смирению учишься, соразмеряя и сравнивая каждое свое слово, каждый поступок, всю свою жизнь с Христом. Потому что без Него настоящее смирение невозможно, тогда как у фарисея даже вера становится гордостью, в своем фарисейском тщеславии он гордится своими человеческими, внешними достижениями.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге "Моя жизнь во Христе" пишет: "Молясь, мы непременно должны взять в свою власть сердце и обратить его к Господу. Надобно, чтобы оно не было холодно, лукаво, неверно, двоедушно. Иначе что пользы от нашей молитвы, от нашего говенья? Хорошо ли слышать от Господа гневный глас: приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене. Итак, не будем стоять в церкви с душевным расслаблением, но да горит каждый духом своим, работая Господу. И люди не много ценят те услуги, которые мы делаем с холодностью, по привычке. А Бог хочет именно нашего сердца. Даждь Ми, сыне, твое сердце; потому что сердце - главное в человеке, жизнь его; больше - сердце наше есть самый человек. Потому кто не молится или не служит Богу сердцем - тот все равно что вовсе не молится, потому что тогда молится тело его, которое само по себе, без души. Помните, что предстоя на молитве, вы предстоите Богу, имеющему разум всех. Потому молитва ваша должна быть, так сказать, вся дух, вся разум".

На пути к Великому посту

Третье возвещение поста мы слышим в воскресном Евангелии о блудном сыне (16 февраля). Жил один человек и у него было два сына. Младший сын тяготился послушанием, поэтому он попросил отца отделить ему часть имения, чтобы он мог жить самостоятельно, то есть по своей воле. Отец с большой скорбью выделил ему известную часть имения. Сын обрадовался, что теперь он свободный, получил свою часть имения и удалился далеко от отца, чтобы ему было свободнее действовать. Там он стал показывать свою свободную волю: пил, ел, веселился и свое имение, которое получил от отца, быстро расточил. Когда в той стране настал голод, он нанялся пасти стадо свиней, но не смог пропитаться. В надежде и с покаянным чувством он вернулся к отцу, а тот принял его в свои объятия, сказав: "Будем радоваться, потому что сын ушел по своему неведению, думал найти лучшее что-то и чуть не умер, но он пришел, опомнился и теперь он будет жив!".

Притча о блудном сыне говорит о том, что отец - это Сам Бог, а блудный сын - это мы все с вами, потому что мы иногда тяготимся тем, что Господь нам дал Свои заповеди для того, чтобы мы выполняли их, чтобы мы молились; постились, по возможности; а самое главное - делали бы добрые дела. А мы, имея дар - талант, который нам Господь дал: здоровье, силы, крепость, способности, молодость, красоту - все это считаем за свое, считаем, что это наше имение; а это, оказывается, не наше! Сам Господь нам дал это! От Господа все! А мы кичимся иногда и думаем, что мы способны, мы сильны, мы крепки, что мы можем жить по своей воле. Когда мы так думаем, то мы отходим от Господа и попадаем во "страну далече", вот как и этот младший сын попал в очень трудную обстановку.

В Евангельской притче о блудном сыне раскрывается нам истина о том, как нам надо каяться и как надо верить в милосердие Божие.

Следующее воскресенье называется мясопустным (23 февраля), так как в течение недели, следующей за ним, Церковью предписывается частичный Пост, воздержание от мяса. Церковь начинает теперь завершать подготовку к тому подвигу, которого она ожидает от нас через семь дней. Она постепенно вводит нас в начало этого подвига, зная нашу духовную слабость.

Накануне этого дня, в Субботу мясопустную (22 февраля), Церковь совершает всеобщее поминовение усопших в надежде воскресения и жизни вечной. В молитве за умерших Церковь главным образом высказывает свою любовь, являет своё единство. Молясь за души тех, кого мы помним и любим, мы встречаемся с ними во Христе, Который - сама Любовь и Который победил смерть, эту наивысшую степень разобщения и разлуки. Во Христе нет разницы между живыми и умершими, потому что в Нем все живы. Он Сам - Жизнь, и эта "Жизнь - свет человеков" (Ин. 1: 4). Любя Христа, мы любим всех, кто в Нем; любя тех, кто в Нем, мы любим Христа; это - закон Церкви и ясное объяснение ее молитв за умерших. Благодаря нашей любви к Христу и они живы "во Христе". Заупокойная служба в Мясопустную субботу (Парастас) служит образцом для всех других служб поминовения умерших и совершается еще во вторую, третью и четвертую субботу Великого Поста.

Тема Мясопустного воскресения - опять-таки любовь. Евангельское чтение этого дня посвящено притче Спасителя о Страшном Суде (Мф. 23:31-46). По какому закону будет Христос нас судить, когда настанет этот день? Притча отвечает: по закону Любви. Каждый получил дар и благодать любви Христовой. Мы знаем, что все люди нуждаются в этой личной любви. Наступают великие дни очистительные. В наше время, особенно сейчас, есть где нам проявить свою милость, свою христианскую любовь.

Святой Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе",
протопресвитер Александр Шмеман "Великий пост",
схиигумен Савва "Опыт построения истинного миросозерцания"
.

Незаметно прошли подготовительные недели Святой Четыредесятницы, теперь осталось только несколько дней до начала Поста. Уже в течение Мясопустной недели, завершающейся Прощеным воскресеньем, два дня, среда и пятница, стоят как бы отдельно, они уже совершенно "великопостные": в эти дни не полагается совершать Божественную литургию и весь порядок богослужений имеет особенности, относящиеся к Посту. В среду на вечерне поется прекрасная стихира, приветствие Посту: "Наступила весна Поста! Свет покаяния; очистимся, братия, от всякого зла, воспевая Светодавцу (Подателю Света): слава Тебе, Едине Человеколюбче!".

Суббота Мясопустной недели посвящена памяти всех "мужей и жен, подвигом поста просветившихся" (спасшихся); святые, примеру которых мы должны следовать, учат нас трудному пути, трудному искусству Поста и покаяния. Мы не одни, начиная подвиг Поста: "Восхвалим собор святых Отцов! Антония Великого, Евфимия Великого и всех их собратий, проходящих по жизненному пути своему, как будто сквозь райскую сладость..."

У нас есть помощники и примеры; почитаем ваш пример, святые Отцы! Вы научили нас истинному пути; благословенны вы, потому что вы поработали для Христа...

Наконец, наступает последний день, обычно называющийся Прощеным воскресеньем; но мы не должны забывать его второго литургического названия: "Изгнание Адама из рая". Это название действительно подводит итог всему подготовлению к Посту. Теперь мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за Hим, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству. Итак, в начале Поста мы уподобляемся Адаму: "Изгнан был Адам из рая из-за пищи (из-за вкушения запрещенного плода) и, сидя прямо перед раем, рыдал и стонал: "Увы мне, как пострадал я, окаянный: я не соблюл одной заповеди Владыки и лишился всех благ! Рай святейший, ради меня насажденный и ради Евы затворенный, моли тебя и меня Создавшего, чтобы я вновь наполнился твоими цветами". И отвечал ему (Адаму) Спаситель: "Я не хочу, чтобы погибло мое создание, но я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне я не изгоню".

Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена этого мира. Но в евангельском чтении последнего воскресения говорится об условиях этого освобождения (Мф. 6: 14-21). Первое условие - Пост: отказаться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы нормальными; усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы Пост наш был настоящим, подлинным, надо, чтобы он не был лицемерным, показным. Мы должны "явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом (Нашим), который втайне" (Мф. 6: 18). Второе условие Поста - прощение; "если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный" (Мф. 16: 15). Торжество греха, главный признак его владычества в мире - это ссоры, несогласия, разделения, ненависть. Поэтому первый пролом через крепость греха есть прощение - возвращение к единению, согласию, любви. Лучезарное всепрощение Самого Бога воссияет между мной и моим врагом, если я ему прощу. Простить - это значит отвергнуть все счеты и расчеты человеческих отношений, предоставив их Христу.

Пост по-настоящему начинается с вечерни этого воскресения! Ничто лучше этой вечерни не показывает нам настроения Великого Поста в Православной Церкви, не вводит нас в него; нигде лучше не чувствуется ее глубокий призыв к человеку.

Служба начинается как торжественная вечерня; священнослужители в светлых облачениях. Стихира на "Господи, воззвах..." возвещает наступающий Пост, а за ним - приближение Пасхи! "Постное время светло начнем! Готовясь к духовным подвигам, очистим нашу душу, очистим тело. Воздержимся как от пищи, так и от всякой страсти и насладимся духовными добродетелями. Дабы, усовершенствовавшись в любви, мы были достойны увидеть страсти (страдания) Христа Бога и святую Пасху в духовной радости".

Потом, как обычно, следует Вход и пение "Свете Тихий...". Затем служащий священник идет на "горнее место" за престолом и возглашает вечерний Прокимен, который всегда возвещает конец одного и начало другого дня. За этой вечерней Великий Прокимен возвещает начало Поста: "Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, потому что я скорблю! Скоро услышь меня, обрати внимание на душу мою и избавь ее".

Вслушайтесь в особенную мелодию этого стиха, этого крика души, внезапно наполняющего церковь: "...яко скорблю", - и вы поймете исходный пункт поста: таинственную смесь отчаяния и надежды, тьмы и света. Все приготовление теперь закончено. Я стою перед Богом, перед славой и красотой Его Царства. И я сознаю свою принадлежность к этому Царству, сознаю, что у меня нет другого дома, другой радости, другой цели; и я сознаю также, что я изгнан из того Царства во тьму и печаль греха, и... "я скорблю"! И, в конце концов, я сознаю, что только Бог может помочь моей скорби, только Он может избавить и спасти мою душу. Покаяние - прежде и больше всего - отчаянная мольба к этой божественной помощи.

Прокимен повторяется пять раз. И вот Пост уже наступил! Светлые облачения заменяются темными, постными, тушат яркое освещение. Когда священник или дьякон начинает вечернюю ектению, хор отвечает ему постным напевом. Первый раз читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина с земными поклонами. В конце службы молящиеся подходят сперва к священнику, прося прощения, потом просят прощения друг у друга. Но в то время, как происходит этот обряд прощения (и так как Пост начинается именно этим актом любви, единения и братства), хор поет пасхальные песнопения. Нам предстоит сорокадневный путь по пустыне Поста, но в конце этого пути уже сияет свет Пасхи, свет Царства Христова.

Протопресвитер Александр Шмеман "Великий пост".
Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru