На главную страницуПравославие Волгодонска



Лики Святой Руси

Прп.Сергий Прмц.Елисавета

Память святого преподобного Сергия Радонежского и преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны каждый год празднуется в один день - 18 июля. Прочитаем сегодня, что сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл об этих таких разных людях, единым Духом Божиим воплотивших идеал Святой Руси.

Сердечно поздравляю вас с великим праздником для всего нашего исторического Отечества, для всей Руси - с днем памяти святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

Преподобный угодник Божий Сергий является действительно светильником в масштабе всей своей жизни и всей истории. Как в пламени свечи концентрируется вся ее энергия, так и в личности преподобного Сергия сконцентрировались весь свет и вся духовная сила Святой Руси.

Когда мы говорим "Святая Русь", что мы имеем в виду? Некоторые считают, что это лишь мифологема, некая идея, которая была присуща нашему народу в средние века. Другие пытаются найти воплощение Святой Руси в том или ином историческом отрезке времени и, указывая на тот или иной период, говорят: вот это и была Святая Русь. Но ни то, ни другое не верно. Святая Русь - это не миф, и Святая Русь - это не историческая реальность. Святая Русь - это то, что мы называем метареальностью, то, что за границами человеческой реальности. Но если мы употребляем слово "реальность", значит, то, что находится за границей, имеет отношение к нашей повседневной жизни. И становится ясным, что Святая Русь - это неумирающий духовно-нравственный идеал нашего народа, и выражением этого идеала, его доминантой является святость.

Удивительно, но что если задать простой вопрос: а где еще святость была основным, главным идеалом жизни людей? Ведь речь идет не о монастырях, не о закрытых группах людей, посвятивших себя служению Богу, - речь идет об огромном народе. Обычно у народа другие идеалы, связанные с земной жизнью, - идеалы богатства, власти, могущества. Но идеалом нашего народа была святость, это была общенациональная идея, и потому те, кто достигал святости, кто реализовывал этот общенациональный идеал, становились героями - героями духа, подвижниками, светильниками, теми, на кого равнялись люди - и князья, и бояре, и правители, и военачальники, и простые крестьяне, и монахи, и миряне. А из всех тех, кто воплотил в себя идеал Святой Руси, на первом месте - святой преподобный Сергий, игумен Радонежский.

А почему на первом месте? Кто устанавливал такую последовательность: кто первый, кто второй? Кто-то может спросить: а что бы мы могли прочитать из того, что принадлежит перу преподобного Сергия? Ответ такой: не сможете прочитать ничего, он не оставил после себя ни строчки. Но, может быть, он сделал что-то очень важное, что можно было бы увидеть, пощупать, к чему можно было бы притронуться? Нет, он лишь построил обитель - скромную, деревянную, в непроходимых чащах. Сейчас-то летишь на вертолете из Москвы в Сергиев Посад - как много леса и как мало дорог! А что же было в то время - сплошная чаща, непроходимый лес, и вот здесь был создан маленький монастырь. Не мог он быть выразителем мощи всего народа и всей Церкви…

А вот преподобный Сергий, который явил святость жизни в простоте и смирении, в мудрости и мужестве, стал таким олицетворением Святой Руси. И не своими письменами силен святой Сергий, а своими учениками. Уже при его жизни, а затем и после кончины создается множество монастырей, которые начинают повторять духовный опыт Троице-Сергиевой лавры. А сама Лавра начинает расширяться, укрепляться, благоустраиваться и становиться не только духовным центром, но и местом сопротивления внешним врагам. И мы знаем, что когда в XVII веке началось Смутное время, и судьба страны висела на волоске, крепостные стены Лавры не сдались многократно превосходящему по численности врагу. Почему? Да потому что сила духа сопротивлявшихся монахов и стрельцов была столь велика, что невозможно было ее сокрушить.

И вот здесь мы нащупываем какую-то связь между духовным подвигом человека, между святостью и реальностями нашей жизни, нашего исторического бытия. Эта связь очевидна, потому что святость не может быть ограничена лишь одной личностью. Святость - это явление Божией благодати, а Божия благодать сильнее всякой радиации, она влияет на умы и сердца, она объединяет тысячи и миллионы людей. Всё это нельзя пощупать и увидеть, как нельзя было прочитать письмена святого преподобного Сергия, потому что их просто не существовало. Но благодать Божия через святых людей производит великое чудо преображения человеческой личности.

И мы знаем, что именно своей святостью, а не какими-то внешними дарами, какой-то особой волей или силой, - именно святостью объединил преподобный Сергий разрозненные русские княжества. Сердцем, просвещенным Божественной благодатью, он узрел в Димитрии Донском того, кто будет способен сокрушить врага. И объединив своим тихим голосом, но горячей и сильной молитвой разрозненные русские земли, тем самым предопределил победу на Куликовом поле, с которой началось освобождение нашего Отечества.

Вот так духовное влияет на мирское, внешнее. А что же происходит, когда духовное изгоняется из жизни? Мирское становится слабым, убогим, подчас карикатурным. И чем больше напрягаются люди, чтобы умножить свою силу, не имея связи с Божественной благодатью и с духом, тем более тщетными кажутся их усилия.

История нашего Отечества в XX веке является ярким примером того, как самые мощные человеческие усилия, осуществляемые вне связи с Богом, разрушаются подобно Вавилонской башне. Поэтому, может быть, самый главный урок, который преподает нам преподобный Сергий, который преподает нам Святая Русь как немеркнущий, неумирающий идеал, - в том, чтобы мы сохраняли этот идеал, к нему устремлялись, а на пути к этому идеалу делали все возможное для того, чтобы жизнь наша становилась чище, светлее, справедливее, чтобы народ наш обретал единство, духовную силу и способность решать все проблемы, которые встают на его историческом пути. Все это возможно с Богом. И преподобный Сергий учит нас этому. Не забудем его великого и спасительного урока. Аминь.


***

1 ноября 2014 года, в Димитриевскую родительскую субботу и день празднования 150-летия со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим со словом.

Сегодня день, исполненный многими великими смыслами. Сегодня 150 лет со дня рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны, которая значительную часть своей жизни была протестанткой, но стала святой Русской Православной Церкви. Наверное, она стала святой не только через страдания последних месяцев и мученическую кончину.

С самого раннего детства, живя в Германии, она по замечательной традиции семьи великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига воспитывалась в христианском духе и одновременно духе любви к страждущим. И поэтому семена доброделания были заложены в ее душу еще там, в ее семье. А затем, когда она приехала в Россию и соприкоснулась со Святой Русью, то восприняла всем сердцем Православие. Будучи послушной дочерью своего отца и зная, что отец, человек глубоко религиозный, привержен своей протестантской традиции, она пишет ему письмо, где говорит о своем очень сильном желании принять Православие.

Если кто-то не читал этого письма, обязательно прочитайте. Там - сочетание кротости, смирения, дочерней покорности с твердым и неумолимым решением соединиться с той верой, которая, по ее словам, сильней всего раскрывает религиозное чувство человека. А затем произошло очень тяжелое для нее событие. Она просила своего отца лишь одно слово телеграммой послать. Отец не послал телеграмму, а написал письмо, в котором не разрешал переход в Православие. И вот тогда, движимая, как она и сказала отцу, своей волей, а не чьим-то давлением, не стечением обстоятельств и не красотой внешнего обряда Православия, в чем упрекал ее отец, а ясным осознанием того, что через Церковь Божию сильнее и легче будет осуществляться и плодоносить ее религиозное чувство, она принимает Православие без согласия отца.

В 1905 году она становится вдовой. И все силы ее души, вся любовь к мужу, к семье трансформируются в ней в любовь к страждущим. И навыки, привитые в семье, и, конечно, новый опыт, к которому она приобщилась здесь, на страждущей русской земле, как до принятия Православия, так особенно и после, вдохновили ее на то, чтобы беззаветно служить страждущим и тем самым осуществлять Евангелие, осуществлять слово Божие.

В сегодняшнем Апостольском чтении (2 Кор. 3:12-18) апостол Павел говорит, что иудеи, израилитяне с покрытыми головами внимают Ветхому Завету. Он проводит аналогию, напоминая, что Моисей ходил в покрывале после боговидения на горе Синайской, а его народ слово Божие воспринимал с покрытой головой. Имеется в виду не физическое покрывало, а некие шоры, которые не дают проникнуть в смысл и глубину Божественного слова. И замечательные слова произносит апостол Павел о том, что это покрывало срывается, снимается Христом. Христос есть толкование Ветхого Завета, Христос открывает это понимание Божественного откровения, понимание слова Божия. Христос ? это и слово, и дело, это и проповедь, и помощь страждущим, поэтому христианин ? это человек, который не только философски и умозрительно верит в высшую силу, не только тот, кто признает Богочеловечество Христа и спасительную силу Церкви, но который жизнью своей свидетельствует, что он Христов. А жизнь требует, чтобы мы помогали страждущим, помогали тем, кто нуждается в помощи.

Причем Господь не призывает нас к какому-то особенному жертвенному образу жизни. Он не говорит: отдай всё ради помощи другим. Он только один раз сказал это богатому юноше, который требовал совета. И Господь сказал: если хочешь быть совершенным, пойди и продай имение свое, и раздай нищим и следуй за Мной (см. Мф. 19:21). Эти слова Господь не обращает к каждому человеку, но каждый человек, видевший Христа, обязывается идти по Его пути, совершая добрые дела.

И святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна дает нам пример такого прочтения христианства. Она воспринимала слово Божие без всякого покрова. Христос снял с нее этот покров и дал возможность сердцем своим чувствовать боль другого человека и разделять с ним всё, что имела. Мы знаем, что после трагической кончины супруга она всё ? и имение, и связи, и знакомства, и свою личную жизнь ? посвящает тому, чтобы приносить пользу страждущим.

Удивительное совпадение Апостольского чтения, которое попадает на сегодняшний день, с воспоминанием о святой преподобномученице Елисавете Феодоровне. Пусть это совпадение, слова апостола и живой образ Елисаветы Феодоровны, мученицы, исповедницы, которая прославилась силой своей любви к ближним, помогает нам понять, что означает быть христианином, что означает читать и понимать слово Божие, и, с другой стороны, что означает читать слово Божие, будучи закрытым от этого слова своей неспособностью сердцем принять великие призывы Христа Спасителя к тому, чтобы служить ближним.

Возрожденная Марфо-Мариинская обитель имеет очень высокую ответственность пред Богом пред Церковью, перед Елисаветой Феодоровной, которая, конечно, сегодня вместе с нами невидимо предстоит, пребывая в сонме мучеников, исповедников и членов нашей Церкви, прославленных на небесах. Вы несете ответственность и перед ними. Ни на минуту не изменяйте тому призванию, которое было ее призванием и должно быть и вашим. Пусть никакие обстоятельства, никакие связи и знакомства, никакое ощущение наличия поддержки и защиты не переориентируют ваше осознание того, что есть ваше служение. И тогда святая преподобномученица Елисавета будет вместе с вами своею великой молитвой к Господу укреплять всех, кто, желая подражать ее служению, вступил в ее обитель.

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru