На главную страницуПравославие Волгодонска



С 14 апреля по 19 апреля - Страстная седмица

Страстная седмица

В Страстную седмицу вспоминаем о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: Его страдания на Кресте, смерть и погребение. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения через страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять участие в совершаемых богослужениях.

С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержаний, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.

Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиною благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводится история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждый день седмицы посвящен особому воспоминанию, выражаемому в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии. Соучаствуя в страданиях Спасителя, сообразуясь смерти Его (Флп. 3, 10), Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т.д.) и сами священнослужители облачаются в темные одежды, и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, сострастия Страстям Христовым. В современной богослужебной практике великопостные богослужения обычно совершают в черных облачениях, которые меняются на светлые в Великую Субботу. В некоторых обителях и храмах в Четыредесятницу служба совершается, сообразно более древней практике, в фиолетовых облачениях, а в Страстную седмицу - в багряных - бордовых, цвета крови - в воспоминание о излиянной на Кресте за спасение мира крови Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в крестных страданиях Спасителя. Уже на вечерне в Неделю ваий она приглашает верных стекаться от высочайшего и священного божественного праздника ваий на божественный праздник честного, спасительного и таинственного воспоминания Страстей Христовых, видеть Господа, приемлющего за нас добровольные страдания и смерть. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный характер.

В Великий Понедельник Святая Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. В богослужении воспоминается ветхозаветный святой Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Спасителя. Кроме того, в этот день воспоминается иссушение Господом смоковницы, покрытой богатой листвой, но бесплодной, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном Суде, о десяти девах и о талантах.

В Великую Среду воспоминается жена-грешница, помазавшая драгоценным миром голову Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие и решился предать Христа иудейским старейшинам за тридцать сребреников - такой в то время была цена раба. Вероятно, такая цена была назначена, чтобы показать презрение к Иисусу Христу.

В Великую Среду на литургии Преждеосвященных Даров по заамвонной молитве в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В Великий Четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейших евангельских события, совершившихся в этот день: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим, в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный чин умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам перед Тайной Вечерей. Обряд совершается среди храма. При чтении протодиаконом соответствующего зачала из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает ноги сидящим по обе стороны уготованного перед кафедрой места двенадцати священникам, изображающим собою собравшихся на Вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

В кафедральном патриаршем соборе в Москве на литургии Великого Четверга по преложении Святых Даров Святейшим Патриархом совершается освящение мира, которому предшествует чин мироварения, начинающийся в Великий Понедельник и сопровождаемый чтением святого Евангелия, положенными мо литвословиями и песнопениями.

День Великой Пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и перед нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрене Великой Пятницы (она служится в четверг вечером) читаются Двенадцать Страстных Евангелий.

В конце вечерни Великой Пятницы совершается вынос Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение Канона о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице. О выносе Плащаницы в Великую Пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано. Говорится только о ее изнесении в Страстную Субботу после великого славословия. Не говорится о Плащанице в службе этого дня и в древнейших уставах греческих, южнославянских и древнерусских. Предположительно, обычай износить Плащаницу на вечерне Великой Пятницы получил начало в XVIII веке, когда при патриархах Московских Иоакиме и Адриане было завершено редактирование Типикона.

В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во Гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Богослужения в эту беспримерную и незабвенную во все века жизни человечества Страстную Субботу начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни так называемой пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений - на пасхальной заутрене.

В Великую Субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием читаются перед Плащаницей пятнадцать паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей крестной смертью и Своим Воскресением. После шестой паримии (о чудесном переходе евреев через Чермное море) поется: "Славно бо прославися". Чтение паримий завершается песней трех отроков: "Господа пойте и превозносите во вся веки". Вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся" и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Это пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую Субботу оглашенных. По чтении Апостола поются, вместо "Аллилуия", семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: "Воскресни, Боже, суди земли". Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды, и затем читается соответствующее зачало из Евангелия от Матфея. Вместо Херувимской песни поется песнь "Да молчит всяка плоть человеча". Великий вход совершается около Плащаницы. Вместо "О Тебе радуется" - ирмос 9-й песни канона Великой Субботы "Не рыдай Мене, Мати"; причастен - "Воста, яко спя, Господь и воскресе, спасаяй нас". Заамвонная молитва читается перед Плащаницей. Всё остальное бывает по чину литургии святого Василия Великого. По отпусте литургии непосредственно совершается благословение хлебов и вина.

Этот чин напоминает о древнем благочестивом обычае христиан ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний Апостольских. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, и предстоявшего бдения Церковь подкрепляла силы верных благословенными хлебом и вином.

Из книги "Простое евангельское слово"
Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru