На главную страницуПравославие Волгодонска



Вечна ли смерть?

Воскресение Христово

Этот вопрос, волнующий, наверное, каждого христианина, при всей своей важности не имеет однозначного ответа и даже является предметом дискуссии: одни (знающие о своих грехах), услышав, что муки не бесконечны, думают, что можно и дальше жить как угодно; другие (видимо, считающие себя праведниками) голосуют за вечные мучения грешников. Где же тут истина? Предлагаем вниманию читателей одну из попыток прояснить эту тайну Божию. На материале бесед профессора МДА А.И. Осипова поразмыслим над некоторыми вопросами, относящимися к данной теме.

Посмотрим, что пишут апостолы.

Петр: "Христос... находящимся в темнице... сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя" (1 Пет. 3: 19-20).

Иоанн Богослов: "Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2: 2).

Павел: "Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (Рим. 11: 32); "…уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных (1 Тим. 4: 10); "Христос за всех умер" (2 Кор. 5: 15); "явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков" (Тит. 2: 11); "Да будет Бог всяческая во всех" (1 Кор. 15: 28).

На Утрени страстной Пятницы слышим: "Рукописание наше [грехов] на Кресте растерзал еси, Господи, и вменився в мертвых, тамошнего мучителя связал еси, избавль всех от уз смертных воскресением Твоим".

В Великую Субботу: "Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим".

А как исповедует свою веру Церковь в самый великий Праздник - на святую Пасху! В слове святителя Иоанна Златоуста на Утрени первого Пасхального богослужения возглашается нечто потрясающее: Христос "опустошил ад, сошедши во ад; ад… упразднися… умертвися… низложися…. связася… Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони... Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе". Христос, "смертию смерть поправ", "умертвивый смерть", "смертное жилище разори своею смертию днесь". Это что - пустые слова?!

О полном уничтожении ада и конечности мучений грешников, пишет и целый ряд святых Отцов.

Святитель Амфилохий Иконийский: "Когда явился аду, Он разорил гробницы его и опустошил хранилища… все были отпущены… воссиял свет и рассеялась тьма".

Святитель Афанасий Великий в своем Пасхальном послании: "Он … весь род человеческий искупил от смерти и возвел из ада".

Святитель Епифаний Кипрский: "вывел Он [Христос] пленные души, и ад соделал пустым".

Преподобный Ефрем Сирин не сомневается, что "во гласе Господа [при сошествии в ад] ад получил предуведомление приготовиться к последующему Его гласу [во Втором Пришествии], который совершенно упразднит его".

Святой Исаак Сирин в своих знаменитых "Словах подвижнических" с полной уверенностью пишет о том, что произойдет с нами грешниками при всеобщем воскресении: "Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?... Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость - воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости - привести нас в бытие, когда мы не существовали" (слово 90). Замечательно при этом, что и сам Исаак Сирин был причислен к лику святых, и его "Слова подвижнические" с этими "возмутительными" словами никогда не только не подвергались осуждению, но и всегда были настольной книгой монашествующих всех времен.

Но при этом святой Исаак предупреждает тех слабоумных, которые, услышав, что муки не бесконечны, думают, что можно жить как угодно: "Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания - степень страдания в ней". То есть кто-то спасается, получая награду, а кто, пройдя через горнило огня и страданий, как об этом пишет апостол Павел: "огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня" (1 Кор. 3: 13-15).

Святитель Григорий Нисский: "…и по совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота, по образу которой были мы созданы в начале".

Пятый Вселенский собор, осудивший Оригена, не осудил ни одного из этих святых. И это понятно, ибо что можно ответить на такую мысль св. Исаака Сирина: "Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там, - такой человек думает невыразимо богохульно о Боге... Такой… клевещет на Него". "Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби - тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил".

О свт. Григории Нисском необходимо добавить следующее. На Шестом Вселенском Соборе (680 г.) он вместе с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом, мысли (и отчасти двоемыслие) которых по этому вопросу были хорошо известны Отцам Собора, не только не подверглись осуждению, но были и особо выделены на нем в качестве избранных святых. На Седьмом же Вселенском Соборе (787 г.) святитель Григорий Нисский был назван даже "отцом Отцов".

Но хотя и в Священном Писании, и у целого ряда святых отцов находим не менее определенные высказывания о вечности мучений грешников, Церковь не только не осудила ни тех, ни других, но и с одинаковым благоговением прославила всех их в лике святых, приняв, тем самым обе точки зрения, и предоставив, таким образом, каждому христианину свободу дальнейшего изучения этого вопроса и принятия того или иного ответа на него.

Как понимать такую двойственность церковного учения? Думаю, причина в том, что, во-первых, само понятие "вечность" невыразимо, ибо это вневременная категория: она и не бесконечное время, и не остановка жизни.

Во-вторых, в настоящем состоянии наше сознание не способно понять реальности того мира. Их невозможно выразить в понятиях нашей трехмерности, и потому они остаются для нас тайной.

В-третьих, столь большое число святых, прекрасно знавших Евангелие и никогда не дерзнувших бы противиться Христу, но писавших о конечности мучений, говорит о том, что слова Христовы о вечных муках грешников являлись проявлением Его любви к людям - средством удержать их от греховной жизни и последующих, хотя бы и не бесконечных, гееннских мучений.

Не потому ли и один из известных русских подвижников-исповедников ХХ века святитель Афанасий (Сахаров) писал: "Для меня дороже всего православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление".

Как в этой связи относиться к идее о необходимости царской власти для спасения в последние времена? Образом Царя небесного является по своей богозданной природе каждый человек. Но как любой из нас по своей жизни может оказаться не только богоподобным, но и дьяволоподобным, так и любой царь. Потому у преподобного Максима Грека одно из его Слов посвящено обличению "бесчиния царей и властей последнего времени". Здесь он приводит грозные слова о гневе Господа-Вседержителя на того, "иже благочестный сан царский растлевают (унижают) всяческими своими неправдованиями в лихоимениями" в надежде на то, что Бог не взыщет. "Не прельщайтесь (не обманывайте себя) без ума, - продолжает прп. Максим. - Взыщу аз, взыщу, Бог бо аз отмщений... И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли".

По идее, лучший строй, конечно, монархический. Демократический строй дискредитировал себя в истории. На примере стран Западной Европы, а теперь и России, мы видим, что демократия - это борьба за власть, и в этой борьбе множество обманов, подкупов, лжи, лукавства, лицемерия, убийств. Но нужно отличать идею от ее воплощения в жизни: монархия хороша, когда хорош монарх.

Посмотрите, что наделал Петр I. Не случайно Максимилиан Волошин называл его первым большевиком. Очень верно. Недаром Константин Аксаков, сын Сергея Тимофеевича Аксакова, писал о Петре I: "Вся Русь, вся жизнь ее доселе, тобою презрена была, и на твоем великом деле печать проклятия легла". Сколько зла принес он Церкви, духовному и нравственному состоянию нашего народа! А весь XVIII век что творили наши государи-помазанники?! Анна Иоанновна священника посадила на кол. Екатерина II уничтожила почти все монастыри. Павел I - великий магистр масонского ордена мальтийцев. И так далее.

К столь серьезному вопросу нужно относиться с рассуждением, иначе за Христа, как щука блесну, примем антихриста - этого будущего земного царя. Об этом предупреждал свт. Игнатий Брянчанинов: "наш народ может и должен сделаться орудием гения из гениев, который, наконец, осуществит мысль о всемирной монархии". Преподобный Нектарий Оптинский на вопрос: "Будет ли царь в России?" - отвечал: "Антихрист, антихрист, антихрист"! Думаю, стоит прислушаться к словам этих святых людей.

И ещё несколько слов об Апокалипсисе. Сколько сейчас появляется новых его толкований! Это лишь одни фантазии и голое, пустое любопытство узнать, что будет. Нет, как правило, ни малейшего интереса к единственно нужному вопросу: как очистить свою душу, чтобы наследовать спасение вечное.

Но любопытствующим не откроет Господь Своих тайн! О них говорил Он: "ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Мф. 13: 15). Такие весь Апокалипсис упрямо "поймут" и с восторгом примут антихриста за Христа.

Церковь не включила эту книгу в богослужебное чтение. Поэтому оставим ее и не будем мудрствовать, выдавая свои фантазии за реальность.

В отношении хилиазма. Нигде в Св. Писании, кроме Апокалипсиса, не говорится о 1000-летнем царстве. Отцы говорили, что это царство не имеет никакого отношения к земному существованию Церкви. 1000 - это духовный образ. Свт. Игнатий Брянчанинов объясняет: ""Тысяча лет, - говорит святой Андрей, архиепископ Кесарийский, - время от вочеловечения Христова до второго славного Его пришествия... Тысяча лет - время, в течение которого будет благовествоваться Евангелие". Нет нужды разумевать буквально тысячу лет... здесь через тысячу лет изображается преисполненное плодоприношение веры".

"Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18: 36), - сказал Господь. Поэтому говорить о тысячелетнем царстве Христа с праведниками на земле - не просто неверно, но и губительно. Ибо антихрист установит свое царство на земле. И многие христиане примут его за тысячелетнее царство Христа. Это и приведет к кончине мира.

Здесь уместно будет упомянуть о некоторых особенностях современного религиозного образования. Например, часто спрашивают: полезно ли русскому человеку обучение в греческих или католических университетах? Суть в том, какую цель мы преследуем. К сожалению, часто забываем, что лишь то обучение полезно, которое помогает или хотя бы не уводит от смысла нашей православной веры - правильно духовно и нравственно жить. И поэтому всё, что способствует достижению этой цели - теоретические знания, обстоятельства, внешние условия - это хорошо. Что мешает этому - плохо. Вот критерий.

Исходя из значительного опыта наблюдений, скажу так: католические университеты - это вполне светские учреждения, там ничего от христианства не осталось. Образ жизни в них - вполне языческий. Единицы посещают 15-минутную мессу, за которой быстренько причащаются. В протестантских университетах и этого нет. В храме бывают целых три раза в жизни - крестили, венчали и отпели. Да и в православной Греции на богословских факультетах подобная же атмосфера. Там не учат молиться, бороться со страстями, понуждать себя к деланию заповедей Христовых. Одно "умовое", по выражению свт. Феофана, чисто схоластическое богословие. И потому каждый, как хочет, так и живет.

У нас в духовных училищах, семинариях, академиях, при всех их недостатках, всё же сохраняется еще христианский дух. Сохраняются определенные требования: посещение богослужений, соблюдение постов, утренние и вечерние молитвы, чтение слова Божия, святых Отцов, а там уже давно ничего этого нет. Уверен, что обучение в западных университетах, независимо от их конфессиональной принадлежности, очень много отнимет у нашего человека, который еще что-то имеет.

С одной стороны, мы должны иметь нормальные человеческие отношения со всеми на свете людьми, с которыми приходится общаться, а не только с католиками или протестантами. И с ними можем решать проблемы нашей земной жизни. Ибо все мы, независимо от мировоззрения, - носители образа Божьего. Об этом, кстати, идет речь на религиозных саммитах, а не о религиозных истинах.

И совсем другое, если будем говорить об изменении веры, о причащении, например, с католиками, протестантами и т.п. Об этом, конечно, не может быть и речи. Но пока никто ничего подобного у нас не предлагал.

То есть, сотрудничество со всеми людьми в области мирской жизни - явление нормальное. Искание же компромиссов в религиозной сфере недопустимо. И эти два совершенно разных плана общения нельзя смешивать.

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru