На главную страницуПравославие Волгодонска



Вера и служение

Увеличить

Весь православный мир празднует Пасху Христову. Грядущий воскресный день посвящён памяти святых жён-мироносиц. Вот две темы, которые мы предлагаем сегодня вниманию читателей на материале проповедей митрополита Калужского и Боровского Климента и протоиерея Андрея Ткачёва.

Митрополит Климент: "В эти дни неумолкающей пасхальной радости, когда прославляется Воскресший Спаситель, для нас особенно актуальны слова апостола Павла о нашем совоскресении Ему (см. Кол. 2, 12).

Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа было жизненной основой первых поколений христиан. Это событие освящало всю их жизнь, давало силы не страшиться смерти, не бояться быть иными, нежели весь враждебно настроенный окружающий мир. Так и современные христиане должны воспринимать Христово Воскресение не только как главный церковный праздник, "торжество из торжеств", но в первую очередь как важнейшее событие своей личной жизни.

В одной из бесед преподобный Симеон Новый Богослов обращает внимание на церковное песнопение "Воскресение Христово видевше…". Мы действительно поем не "веровавше", а "видевше", несмотря на то, что преподобного отделяла от этого события тысяча, а нас - уже две тысячи лет. Преподобный Симеон подчеркивает, что святые отцы неслучайно используют слово "видевше", потому что они именно видели Воскресение Христово, ощутили его в своей жизни. И мы должны не только верить, что две с лишним тысячи лет назад произошло Воскресение Господа, а постараться стать причастными к нему, реально узреть, что Христос воскрес в нашей жизни.

Преподобные Исаак Сирин и Максим Исповедник также говорили, что подлинная вера достигается крещеными, когда они увидят, ощутят, как Воскресший Христос вселяется в них, реально живет, явно действует. Тогда и сам христианин становится иным, он уже не может по-прежнему жить расслабленно, руководствуясь мирскими, приземленными интересами. О таком преображении писал апостол Павел, исходя из собственного опыта: "Уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 20).

Достижение такого состояния - длительный процесс. Духовная жизнь состоит из череды подъёмов и спусков, падений и восстаний. Только после смерти подвижник Христов становится непреткновенным, окончательно избравшим добро, когда никакое зло уже не способно смутить его. Но пока человек жив, идет духовная борьба, и подвижник ощущает в себе то живущего и действующего Христа, то окамененное нечувствие или воздействие греховного искушения.

Главное - начать с осознания, что земной жизнью наше бытие не ограничивается, а лишь начинается. Временная жизнь - первый этап блаженной вечности, дара, который нам от века был уготован Богом и который мы потеряли, а Господь вернул его нам Своей смертью и Воскресением. Поняв это, мы сможем поставить перед собой правильные цели и узнать истинную ценность всех своих поступков, слов, помышлений, вплоть до самых незначительных.

Сын Божий сделал все для нашего спасения. Теперь только от волеизъявления человека зависит, принять этот дар или отказаться от него. По мысли праведного Николая Кавасилы, Христос преподнес Свои раны и страдания человеку, чтобы искупить его волю. Адам сначала пал произволением - по своей воле отвратился от Бога, устремившись к земным вещам, и уже вследствие этого его постигло тление. У любого человека, находящегося в состоянии тления, воля в принципе не может быть совершенно и полностью направлена к Богу, даже у великих святых, пока они проходят поприще земной жизни. Ведь состояние тления, удаленности от Бога порождено неведением Божией воли. Потому и требовалось Воплощение Бога Слова, чтобы, вочеловечившись, Христос целиком и полностью совместил Свою человеческую волю с волей Божией.

Спаситель искупил человеческую волю, всецело направил ее к Богу, преодолев, как указывает преподобный Максим Исповедник, два основных соблазна: стремление избежать страдания и стремление получить наслаждение. Стремление к удовольствию Господь отверг, отказавшись от предложений дьявола в пустыне. На Кресте, претерпев мучения и смерть, Христос освободил человеческое естество от стремления избежать страдания. Имея полную власть избежать ареста и казни, Христос этого делать не стал.

Что же для своего спасения способен сделать сам человек? Нам надо захотеть быть с Богом, захотеть преодолеть власть дьявола над собой и доказать свое желание на деле. Как некогда в Кане Галилейской, когда Господь мог из ничего сделать вино и не заставлять людей набирать воду, но понудил их к тому, чтобы люди приложили свои усилия. Когда человеческие возможности иссякают, дальше действует Бог. Так и в деле усвоения нами спасения все подает и совершает Христос, а мы должны активно противостоять греху, делать все, что в наших силах, осознавая, что полное освобождение от греха может подать только Господь.

Бог - не хладнокровный, придирчивый законник. Он желает спасти каждого из нас и использует любой предлог, любую мелочь, чтобы оправдать человека, освободить его от власти дьявола. Христос поборол смерть и открыл нам врата Царства Небесного через Свою смерть, и нам не стоит уклоняться от своего креста. Надо понимать, что все обстоятельства и события, которые с нами происходят помимо нашей воли, допускаются нам Богом, чтобы привести нас к спасению, потому что Господь знает, что именно в таких условиях нам будет легче всего спастись. Осознание, безропотное принятие того, что мы не в силах изменить, и есть следование за Христом.

Человек может сказать: "Господи, Ты мне не нужен, мне нравится жить сейчас, как я хочу, и мне не нужна перспектива попасть в рай". Другой скажет иначе: "Господи, я рад, что Ты меня зовешь к Себе, но моя жизнь - такая греховная, она никуда не годится! Я страдаю оттого, что грешу, но не могу перестать, хочу, но не получается. И кроме того, как мне покаяться? Я ни на что не способен, не могу измениться, не могу стать святым. Ты Сам, Господи, как-нибудь вытащи меня". Вот такой человек имеет возможность спастись, подобно благоразумному разбойнику.

Что же тот сделал хорошего? Всю жизнь занимался грабежом: беззастенчиво, угрожая оружием, отнимал чужое. Но этот человек, проживший бандитскую жизнь, которая закончилась смертной казнью на кресте, в последние часы услышал голос совести и признал свои страдания заслуженными, а Христа - осужденным несправедливо. Обращаясь к Невинному Страдальцу, разбойник даже не дерзнул просить о прощении, но лишь просил помянуть его в Царстве Славы Божией. А Христос ему отвечал, что тот скоро будет в этом Царстве вместе с Ним (см. Лк. 23, 41-43). Это непозволительно с точки зрения человеческого правосудия, но оправдано по любви Бога к Своему творению. И мы тоже не должны отчаиваться.

В эти пасхальные дни мы празднуем "иного жития вечнаго начало". Но надо не забывать, что причиной нашей радости должна быть реальность Воскресения Христова, живущая в нас и оживляющая наши души. Ибо, по мысли преподобного Симеона Нового Богослова, наша душа, будучи разумной и бессмертной по природе, остается безжизненной, пока не соединится с Воскресшим Господом. "Прежде не было ничего сильнее смерти и ничего слабее нас, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - а теперь нет ничего слабее смерти". Она больше не полагает предел человеческому существованию. Иное житие - вечное уже началось, и нам надо стремиться, чтобы оно действовало в нас, было центром нашей жизни".


***
Увеличить

Протоиерей Андрей Ткачев: "Среди учеников Христовых не было богатых людей. Сама близость Христа к людям порой действовала так благодатно, что бывшие сребролюбцы, подобно Закхею, были способны не то что прекратить копить, но в одночасье расстаться со всем накопленным. Единственный ученик, носивший ящик для пожертвований, трагически связал свое имя навеки с такой катастрофой, что невольно задумаешься о роковой связи между апостольскими трудами и любовью к деньгам.

Но апостолы были просто людьми, и Господь добровольно подчинился немощам плоти. У Господа и учеников были нужды, требующие попечения. Благо, у них были служители, не заклейменные ни сребролюбием, ни предательством. Среди них была Мария Магдалина, "из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим" (Лк. 8: 2-3). Они ходили за Христом и апостолами, но не проповедовали, не воскрешали, не изгоняли демонов. О каких изгнаниях и исцелениях речь, если некоторые из них (Магдалина) сами были недавно бесноватыми. Они служили, как могли: по-житейски, по-женски, по образу Марфы, которая хотя и услыхала некогда: "Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом", - но труды которой и неизбежны, и необходимы.

Марфин труд не заслужил бы кроткого Иисусова упрека, если бы сама Марфа не уделила своим занятиям большей чести, чем надо. Она ведь с неким вызовом высказалась и о Марии, и о Господе, желая вовлечь сестру в собственные хлопоты. Вспомним ее слова: "Господи! Или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне". Вот это представление о своих трудах как о единственно важных и желание вовлечь всех в собственные хлопоты и было пресечено Господом. Но то были сестры. Им трудно распределить заботы без обид и страстей. У других женщин, следовавших за Господом и учениками, разделение труда происходило легче и естественнее. Мужчины проповедовали, молились, совершали знамения, а женщины следовали за ними, совершая служение "имением своим".

Можно только догадываться о том весе, который при дворе Ирода имел домоправитель Хуза. Можно догадываться и том, с каким страхом, с какой ежедневной хитростью и каким напряжением ума ему приходилось совершать свою придворную службу. И вот жена Хузы становится последовательницей странника и проповедника. Она словно вырывается на свежий воздух из духоты царских помещений и находит счастье в том, чтобы привязаться к Учителю, слышать Его учение, спать под звездами и есть простую пищу. Свое привилегированное положение она превращает в способ служения: наконец-то и ее деньги находят достойное применение!

Евангельский рассказ скуп и не расцвечен деталями. Но Тот же Дух, что повлек Иоанну в число учениц, впоследствии в истории Церкви воодушевлял множество женщин на подобные труды. Богатые, но без высшей цели в жизни не находящие в богатстве радости, знатные женщины часто приходили к Богу и начинали служить Ему имением своим. Их список обширен. Там есть место для Елены, матери Константина; Клотильды - королевы франков; равноапостольной Ольги и многих других. Первым делом они, как правило, стремились привести к вере мужей и воспитать в вере детей. Если это удавалось, то ничего лучшего уже нельзя было изобрести. Если же не удавалось, они стремились разбогатеть добрыми делами, жертвуя, помогая, утешая. Одни заканчивали жизнь в обителях, другие оставались в миру, но жили строго и молитвенно. Третьи носили личину светскости и держали в руках власть, угождая Богу в тайне и иногда под яркими одеждами нося жесткую власяницу. И все они вчитывались и вдумывались в скупые строки, написанные евангелистом: "…служили Ему имением своим".

Была и еще одна влиятельная жена, которой не довелось послужить Христу от имений, которыми она тоже обладала. Это жена Пилата - Клавдия Прокула, более чуткая и сострадательная, чем ее облеченный властью муж. Она не изменила евангельских событий и не уговорила мужа не трогать Христа, но проявила сердце милующее, редкое, открытое к действиям благодати. Посреди криков "Распни Его!" и "Не Его, но Варавву!" ее слова, сказанные мужу, были как дыхание прохладного ветра: "Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него" (Мф. 27: 19).

Так благодать нашла кроткое сердце в доме язычника, тогда как в это время жители Иерусалима призывали на головы свои и детей своих кровь Неповинную.

Бедность сама по себе - не добродетель. И богатство само по себе - не грех. Бедняки не только привычны к осуждению богатых. Бедняки, как видим в Слове, способны и на легкое осуждение Единого Безгрешного, а в это же время с трудом найдется хотя бы один человек, имеющий доброе сердце, и найтись он может в роскошных покоях, чья роскошь в это время не берется во внимание. Это первый урок.

Второй не менее важен. Будучи уже кем-то однажды высказан, он звучит примерно так: "Не можешь быть ловцом человеков - лови рыбу для ловцов человеков". То есть не все апостолы, и не все пророки, нужно кому-то и от имений Господу послужить".

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru