На главную страницуПравославие Волгодонска



Вера и религия

Вера и религия

На материале бесед профессора Московской духовной академии А.И. Осипова продолжаем отвечать на многие из насущных вопросов веры, правильное понимание которых жизненно важно для христиан, искренне ищущих спасения.


- Как доказать, что Бог действительно есть, что это не миф?

- Доказать существование чего- или кого-либо, значит дать возможность убедиться в этом. Есть два способа убедиться: или поверить свидетельствам очевидцев, или проверить самому предлагаемое ими средство.

Христианство предлагает человеку оба эти метода. У него бесчисленное количество свидетелей и очевидцев бытия Бога, в здравости ума и кристальной честности которых нет сомнений, - это те, которых оно называет святыми, преподобными, поскольку они достигали высочайшей духовной и нравственной чистоты в своем уподоблении всесвятому Богу. Миллионы из них были поставлены перед выбором: отречься от Христа, чтобы сохранить свою жизнь, или умереть в страшных страданиях. Они избрали смерть, но не отреклись. Церковь называет их святыми мучениками. Так вот, эти миллионы святых и преподобных утверждали не просто: "Я уверен, что Бог есть", но: "Я знаю, что Он есть, ибо Он открылся моей душе с непобедимой силой".

Но есть ли возможность проверить этот опыт богопознания? Да. Способ проверки в руках каждого человека. Этот способ: подобное познается подобным. Бог есть святость, и тот, кто действительно хочет убедиться в Его бытии, должен приложить все усилия к тому, чтобы очистить свою душу от всякой нравственной и духовной грязи в делах, словах и мыслях. В Евангелии этот способ выражен кратко: блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога. Каждый, кто становился на этот путь очищения от страстей, удостоверялся не только в бытии Бога, но и в том, что Он есть Любовь.

А какие доказательства веры в Его небытие?! Спросите верующего в небытие Бога: "Что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бога нет?". В ответ молчание. Но ответ есть: необходимо самому проверить религиозный путь жизни! То есть, чтобы ответить на важнейший для каждого человека вопрос: есть Бог или нет Его - и религия, и атеизм в парадоксальном единстве призывают человека к одному и тому же - религиозному пути жизни!


- Возможно ли спасение вне Православной Церкви или в других религиях?

- Апостол Петр говорит: "истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде Его приятен Ему" (Деян. 10: 34-35). Апостол Павел пишет: Христос "Спаситель всех человеков, а наипаче [особенно, тем более] верных" (1 Тим. 4,10). Подобных высказываний и Священного Писания, и святых отцов можно привести много.

Но, прежде всего, необходимо помнить, что никто, даже праведники Ветхого Завета не могли получить спасения до Христа. Оно стало возможным только благодаря Жертве Христовой.

А что самое главное требуется от самого человека для спасения?

Ответом на этот вопрос являются неоднократные и удивительные для нашего сознания слова Христа о спасении прямых грешников: мытаря, блудницы, бандита, распятого рядом с Ним. Все они спаслись, но не потому, что знали христианское догматическое учение, приняли Крещение и почтили Праведника Иисуса как Сына Божия. Нет. Они раскаялись в своих грехах перед этим Праведником, смирились и, таким образом, благодаря Его Жертве спаслись. Более того, Господь даже так говорит: "если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему, если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12:32). Оказывается, даже неверие во Христа простится, но при условии, что человек не похулит Духа Святого, то есть в своем неверии не поступит против совести, как не погрешал, например, против совести гонитель иудей Савл, ставший апостолом Павлом.

Потому, например, слова: "Кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его" (Ин. 5: 23), - относятся к тем, кто имел достаточные условия для приобретения веры в Сына и отверг Его. Так, иудеи видели и слышали Его, перед лицом которых он сотворил множество чудес, но, тем не менее, отвергли Его. Вот яркий пример того, кто не чтит Сына и тем самым не чтит и пославшего Его Отца. Они, слышавшие и видевшие, похулили Духа Святого. О том же говорят и другие слова Спасителя: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мар. 16:16). Кто будет осужден? Тот, кому было проповедано Евангелие, но он воспротивился и не уверовал.

Но приведенные из Евангелия от Иоанна слова никак не могут быть отнесены к тем буддистам, мусульманам, иудеям, атеистам и т.д., которые не имели возможности услышать слово Христово, чтобы уверовать. Большинство из них не виновны в своем неведении и неверии, и потому их незнание Сына не является непочитанием Отца. И если такой человек в силу своего нехристианского воспитания скажет слово на Сына Человеческого, или, как пишет блаженный Феофилакт Болгарский, "под покровом плоти не предполагал в Нем Бога", то его неверие может проститься, при условии, если он не скажет на Духа Святаго. Однако простится не означает, что не придется страдать от неомытых покаянием грехов. Апостол Павел пишет о таковых: "А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" (1 Кор. 3:15). Понятно, что значит спастись как бы из огня: жив-то остался, но все сгорело. Этот образ хорошо показывает и христианам, и нехристианам, что и спасение может быть разным.

Поэтому не всё равно, как веровать. Ибо как веруешь, так и живешь. Христианство утверждает, что не омытые покаянием грехи обернутся для человека неминуемыми страданиями - отчасти здесь, но гораздо в большей степени в вечности, в которую вступает душа каждого усопшего человека. Однако вне христианства практически не существует учения о покаянии. И неизжитые и неомытые покаянием страсти и грехи будут источником посмертных страданий человека. Поэтому даже если адские муки будут не бесконечны, как об этом учит целый ряд святых отцов и сообщают богослужебные тексты Православной Церкви, то и в таком случае подвергнуться им печально. Об этом находим множество указаний в Священном Писании и предупреждений у святых отцов. Так, св. Исаак Сирин писал: "Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания - степень страдания в ней".

Вывод очевиден. Если мы здесь боимся даже малых страданий, то легкомысленное отношение к тяжелым посмертным страданиям едва ли сделает честь тому, кто утверждает: "не всё ли равно, как верить". Нет, не всё равно!


- Возможно ли посещение храма, принадлежащего раскольническим течениям, для молитвы, Исповеди и Причастия, ведь Бог один, и внешне совершается все так же, как и в каноническом православном храме?

- Нет, нельзя. Во-первых, потому, что расколом человек отпадает от Церкви. А если он в сане, то и все совершаемые им богослужения и таинства безблагодатны, поскольку таинства - это функция только Церкви, и вне ее они являются формой без содержания.

Во-вторых, глубоко ложна идея, усиленно внедряемая сейчас в религиозное сознание людей, что во всех религиях поклоняются одному и тому же Богу. В действительности же, в каждой религии поклоняются своему представлению, или образу Бога. Но этот образ может быть святым, совершенным, каким он явился во Христе, открывая человеку путь к бесконечному богоподобному достоинству. А может искажаться до дьявольского подобия, как это видим во многих языческих религиях, и, таким образом, извращать всю духовную и нравственную жизнь человека, о чем писал апостол Павел: "язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу" (1 Кор. 10:20); "они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца. Потому предал их Бог постыдным страстям" (Рим. 1:25).

В отношении же раскольников ошибка этой суперэкуменической идеи заключается в том, что раскольник, отвергая Церковь, тем самым духовно повреждается и служит уже не Богу, а своему самомнению, ожесточению и упорству. Потому раскольнические течения, даже сохраняя те же формы богослужения, лишены благодати Божией, ибо "Бог гордым противится" (Иак. 4:6).

Особенно важно отметить, что современные расколы вообще не имеют под собой никаких оснований. Ибо церковная власть не требует подписывать какие-либо еретические исповедания веры, почитать за Христа и Спасителя нового "гения человечества", каким будет объявлен антихрист, не производит никаких изменений в вероучении, в совершении богослужений, никого не заставляет молиться и причащаться с католиками, протестантами, сектантами. Но имеется полная возможность православно верить и молиться, православно принимать все таинства, православно проповедовать. И никто, и ничто, кроме нас самих, не мешает жить православно по заповедям Христовым и спасаться. Следовательно, в настоящий момент Русская Церковь есть Церковь. Поэтому в наше трудное и смутное время искать какую-то новую "чистую" церковь, обращаться к разным раскольникам и ходить в их храмы равносильно отступничеству.


- Какие были расколы в христианстве, и какова основная их причина?

- Основной раскол произошел в одиннадцатом столетии, когда Рим отпал от Православия. Затем в католической церкви произошел очень серьезный раскол в шестнадцатом веке, в связи с протестантской реформацией. Наконец, в России в 17 веке - т.н. старообрядческий раскол. Это наиболее крупные расколы в христианском мире. Какова главная причина этих расколов? Как всегда и везде - страсти человеческие, духовный упадок жизни христиан.

Если говорить о католицизме, то здесь с наибольшей яркостью проявилось стремление Рима, прежде всего, его епископа - папы, к господству над всеми епископами, над всеми церквами. Этот раскол привел к тому, что в католицизме произошло принципиальное искажение основ духовной жизни. Тысячелетний опыт святых подвижников Востока и Запада был предан забвению. В результате, всё то, что этим опытом решительно запрещалось и называлось прелестью и заблуждением, в католицизме было объявлено святостью и духовным совершенством. Произошло катастрофическое омирщение в понимании христианской жизни, её цели, понимания спасения. Это искажение привело в католицизме к искажению и всех основных вероучительных истин: о Боге, о Жертве Христовой, о Церкви, о грехе, о добродетели, о таинствах.

Поэтому такие наши святые, как Игнатий Брянчанинов, Феофан Говоров, Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский решительно обличали католицизм, видя в нем полное отступление от Священного Предания Церкви, от Православия. Например, преп. Амвросий Оптинский писал: "Римская церковь давно уклонилась в ересь и нововведения".

Резко негативно писали о католицизме и наши такие выдающиеся мыслители, как А.С. Хомяков (католицизм - это протестантизм), И.В. Киреевский (это рационализм), Ф.М. Достоевский (это антихристианство), Ю.Ф. Самарин (это иудаизм).

Но, повторяю, самое тяжелое - это полное отступление католических аскетов от святоотеческих законов духовной жизни Действительно, поражаешься, когда знакомишься с жизнеописаниями великих католических святых. Это откровенные романы со Христом. Вот, например, что писала величайшая, по словам папы, святая нашего времени Тереза Малая (+1897) о духовной любви: "Это было лобзание любви. Я чувствовала себя любимой и говорила: "Я люблю Тебя и вверяю Тебе себя навеки". Не было ни прошений, ни борьбы, ни жертв; уже давно Иисус и маленькая бедная Тереза, взглянув друг на друга, поняли всё... Этот день принес не обмен взглядами, а слияние, когда больше не было двух, и Тереза исчезла, словно капля воды, потерявшаяся в океанских глубинах".

А что сейчас происходит в лоне Католической Церкви? Недавно, например, вышла книга Ольги Четвериковой "Измена в Ватикане", в которой описывается ситуация, сложившаяся в католической церкви и направление политики Ватикана после второго Ватиканского собора (1962-1965). Четверикова является сотрудницей Института международных отношений, прекрасно знакома с жизнью католической церкви. Когда прочтете, то увидите, что в католицизме очень мало религии. Всё внимание обращено на решение земных проблем: экономических, политических, культурных и прочих. От религии в нем осталась, фактически, одна внешняя форма, культ.

Протестантизм - это законнорожденное чадо католицизма. И их нередкое противостояние между собой является не чем иным, как просто еще одной исторической иллюстрацией извечной проблемы "отцы-дети". Протестантизм явился закономерным следствием тех процессов омирщения в католической церкви, которые к 16 веку достигли своей критической точки. Суть протестантизма очень проста. Человек спасается только верой, а не делами. Поэтому верующему прощаются все грехи: прошлые, настоящие, и… будущие, ибо праведность Христа закрывает от Бога все грехи верующего. Верующий оправдан Христом и может о своем спасении уже не беспокоиться. Ему не нужны никакие заслуги, должные и сверхдолжные, о которых учит католицизм, не нужен никакой наместник Христа на земле в лице папы. Ну, в общем: прямо в рай, прямо в рай, только ножки поднимай!

Наш старообрядческий раскол - это прямое следствие ослабления духовного состояния нашей Церкви в 16-17 веках. Внешняя сторона церковной жизни приобрела к тому времени в сознании наших православных людей первостепенное значение по сравнению с духовной. Монастыри в своей основной части пошли по иосифлянскому пути обогащения и украшения храмов, практически исчезало нестяжательство. Поэтому в расколе виноваты были обе стороны, ибо дух был у них один и тот же, лишь у каждой проявился по-своему. Однако из-за реформ патриарха Никона наш народ потерял очень многое в своей культуре. И Петр 1, как и вся последующая эпоха вплоть до наших дней, явился, по-существу, закономерным плодом духовного обнищания нашего народа.


- В Евангелии от Матфея есть такие строки: "Не называйте никого отцом своим, ибо есть только один Отец, на Небесах". А православные священники называют себя отцами, батюшками. Не даем ли мы этим повод протестантам и другим укорять православную веру?

- Да, единственный, Кто может духовно родить человека для вечной жизни, есть только один Отец, Который на Небесах. Об этом рождении для вечности и говорит Господь, когда запрещает кого-либо иного называть отцом. Ибо никто другой не может этого сделать. Но поскольку и плотское рождение, и рождение от воды и Духа в жизнь вечную совершается в таинстве Крещения священником, то и они по образу Отца Небесного называются отцами. Потому и в Евангелии слово "отец" неоднократно употребляется по отношению к людям, и это делает даже Сам Христос.

Но в Священном Писании находим и более серьезные вещи. Вопреки первой заповеди Моисея о том, что Бог один и да не будет других богов, кроме Него, вдруг читаем: Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы (Пс.81:6). И это подтверждает Спаситель: Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги (Ин.10:34). Не дает ли этим Священное Писание повод протестантам и другим укорять православную веру? Не случайно Господь осудил буквоедство, законничество, которое цепляется за слова и не хочет видеть смысла.

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru