На главную страницуПравославие Волгодонска



Осанна смирению!

Благовещение

Так совпало, что Благовещение Пресвятой Богородицы, знаменующее собою начало нашего спасения, и один из последних дней земной жизни Спасителя, грядущего в Иерусалим на вольные страдания и смерть, в этом году стоят в церковном календаре рядом. Эти два события, разделённые в Священной истории периодом почти в 34 года, навсегда связаны между собою любовью и смирением, которые являют Господь и Его Пречистая Матерь перед лицом страшных и спасительных испытаний. "Не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк., 22: 42), - молился Господь наш Иисус Христос Отцу накануне Своих спасительных страданий; "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк., 1: 38), - сказала Пресвятая Богородица в ответ на волю Божию, возвещённую Ей ангелом.

О воплощении Бога Любви, о Смирении, явленном во славе, и о современности тех древних событий прочитаем сегодня в проповедях Святейшего Патриарха Кирилла.


Праздник Входа Господня в Иерусалим - Вербное воскресенье - связан с неким торжественным событием, но по сути своей - с трагическими обстоятельствами. Он помогает нам очень многое понять. Понять, в чем состоит миссия Бога в мире, которую осуществляет Церковь, и к чему устремляются мысли людей, в чем большинство людей видит спасение. Между этими двумя реальностями есть нечто, что вызывает недоумение - в первую очередь у тех, кто не способен проникнуть в смысл и силу слов Божиих.

Что же произошло тогда недалеко от Иерусалима? Народ торжественно встречал Спасителя, идущего в качестве паломника в Иерусалим, зная Его силу, ведь Он воскресил из мертвых Лазаря. Кто же еще может осуществить все желания и чаяния людей? Если главное чаяние израильского народа - это освобождение от римлян, то кто еще может дать долгожданную свободу? Кто может благополучно устроить общественные отношения? Кто может стать справедливым, мудрым, сильным, непобедимым царем, если не Тот, Кто силой Своей воскресил умершего? И потому народ в восторге встречает Спасителя и кричит: "Осанна Сыну Давидову! Да здравствует Сын Давидов!" И нет другого лидера, на которого были бы обращены взоры, никто не связывает никаких надежд ни с кем, кроме Того, Кто силой Своей победил смерть…

В этом и заключается трагизм евангельского события, положенного в основу сегодняшнего празднования. Господь никак не откликается на эти приветствия: видимо, глубокой скорбью было охвачено Его сердце. Он не мог не видеть, что миссия Его не понята, слова Его не приняты и даже чудо воскрешения Лазаря не привело к тому, к чему должно было бы привести, ибо Христос не принимал на себя никаких обязательств по освобождению от римской оккупации и не давал никаких рекомендаций по устроению общественной жизни. Его слово было обращено в совсем иную сторону, в иную плоскость. Это слово несло в себе величайшее по своему значению для всех народов, для всех стран и для всех поколений свидетельство о Божией правде, растворенной в реальных заповедях, первая из которых: "возлюби Господа Бога твоего", и вторая, подобная ей: "возлюби ближнего, как самого себя". Чтобы эти заповеди отобразились в умах, в сердцах, в жизни людей, Господь проповедовал, творил чудеса, в том числе воскресил Лазаря.

Но все будто бы оказалось ненужным. Люди отвергли самое главное, с чем пришел Спаситель. Вот почему так быстро они отвернулись от Него, увидев, что Он вошел в Иерусалим не как победитель, что Он никакой силой - ни внешней, ни внутренней - не отражает нападки тех, кто решил взять Его под стражу, а затем мучить и распять. Спаситель оказался им не нужен. Несмотря на слова, сила которых поражает на протяжении двух тысяч лет людей мыслящих, несмотря на обилие чудес, несмотря на воскрешение Лазаря, все было словно забыто, потому что все это не было связано с мечтами и надеждами тогдашних израильтян.

Что же произошло за эти две тысячи лет? Где та мощная Римская империя, что наводила страх на всю вселенную и на израильский народ, так болезненно переживавший оккупацию? Где та оккупация? Где те крепости? Где то оружие? Где те конницы? Где те легионы? Где те императоры? Даже могил почти не осталось, и праха уже нет, все развеяно, будто бы вся эта человеческая мощь была неким миражом. Но ведь этот мираж управлял человеческим сознанием, он формировал ценности, и он привел к тому, что люди, разочарованные в Спасителе как в реальном вожде израильского народа, отвернулись от Него, предали и глумились, когда Его пречистое тело пригвождалось к кресту.

Все, что произошло тогда, при входе Господнем в Иерусалим, постоянно повторяется в истории. От Бога, от Церкви требуют не того, что Церковь во имя Божие призвана провозглашать. Требуют другого: занять ту или иную политическую позицию, возглавить то или иное движение, ту или иную политическую партию, которая уж непременно поможет людям понять, что нужно делать, чтобы стать счастливыми. А в каком смысле счастливыми? Да в том простом смысле, чтобы больше есть, больше пить, больше веселиться, больше раскрепощать свои инстинктивные, страстные начала и этим наслаждаться. Если же Церковь отказывается от такого водительства, то некоторые с недоумением пожимают плечами, а некоторые отворачиваются, называя Церковь устаревшей, ненужной этому современному продвинутому миру, который устремляется к неким новым высотам человеческой цивилизации, даже не представляя, что эти новые достижения человеческого разума принесут.

Церковь никогда не свернет с того пути, с той узкой тропинки, по которой на убогом осле входил в Иерусалим Ее основатель, Сын Божий и Сын Человеческий, с полным сознанием всего драматизма происходивших вокруг Него событий. И Христос дошел до креста, не изменив Своей миссии, Своему призванию провозглашать Божию правду и открывать людям дверь ко спасению. То же призвана совершать и Церковь Божия, не поддаваясь ни на какие соблазны, ни на какие угрозы, ни на какую ложь, ни на какую клевету, ни на какое желание могущественных сил мира сего предложить ей иной путь - не ту тропу, по которой восходил в Иерусалим Христос Спаситель, а некий комфортабельный путь в неведомое будущее, который ведет в никуда, потому что подлинные цели и ценности человеческого бытия определены Богом и никому не дано их изменить.

Поэтому мы празднуем великий праздник Входа Господня в Иерусалим, солидаризируясь не с теми, кто кричал "Осанна!", но со святыми апостолами, которые шли в молчании, окружая Спасителя, принимая всем сердцем, всем разумом, всею силою своею то, что совершил Христос ради спасения мира. И наша солидарность с теми, а не с другими сегодня должна преломляться в конкретных делах, в словах и поступках, подобающих христианам, в следовании тому пути, по которому должна идти и милостью Божию идет Церковь Христова. Будем молиться о том, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах крики "Осанна!" не вскружили голову нам, наследникам святых апостолов, чтобы мы никогда не свернули с той тропы на другую, широкую и комфортную дорогу жизни, чтобы мы сохраняли в своих сердцах величайшие ценности, переданные нам Самим Богом, в центре которых - любовь к Нему и любовь к человеку. Верим, что только сила любви, оплодотворяемой Божественной благодатью, и способна изменить этот мир. Даже если кто-то сомневается, что этот мир способен изменяться к лучшему, то пусть никто не сходит с пути верности Христу, провозглашая Его правду даже до смерти, смерти же крестной.

Пусть сегодняшний день откроет перед нами ту захватывающую дух перспективу, которая не ограничивается пределами человеческой жизни и борьбой, которая постоянно идет в земном бытии человека. Пусть наш взор устремляется в вечность - туда, где, победив диавола на кресте, в славе Отца Своего торжествует Тот, Кто смиренно входил, не понятый людьми, в Иерусалим. И верим, что устремляясь к Христу, во славе пребывающему, мы способны изменять свою жизнь и жизнь окружающего нас мира. Аминь.

***
Вход Господень в Иерусалим

По традиции, Патриарх совершает службу праздника Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского кремля - в одном из древнейших храмов нашей Первопрестольной столицы, в храме, в котором молились великие государи и Патриархи, стены которого овеяны нашей историей, той самой историей, в течение которой небольшое княжество Московское превратилось в ядро великого государства от океана до океана. И произошло это не только потому, что были мудрые правители, честные и преданные своей Родине, не только потому, что было войско, готовое положить душу свою за государя, за землю, за веру православную, но и еще и потому, что не были надорваны силы народа и Русь распрямлялась подобно мощной пружине. Не так быстро, не по какому-то волшебному действию, а спокойно, с достоинством страна набирала мощь, распространяясь от края и до края земли.

Что означало это великое делание наших предков? Было ли это неудержимым стремлением к богатству, к умножению своей мощи? Или это была патологическая зависть к соседям? Не было ни того, ни другого, ни третьего. У соседей завидовать было нечему, и не было стремления умножить богатство, потому что никто не знал, имеются ли вообще какие-то богатства в этих бескрайних сибирских и дальневосточных землях, не было и стремления кому-то досаждать.

Освоение Великой Руси было подобно некоему духовному деланию. В первую очередь народ наш сознавал свою ответственность пред Богом в том, чтобы нести свет Христовой истины на Восток, и совершалось это не только силой духовенства, но и силой всего нашего народа. Я говорю сегодня об этом именно потому, что мы совершаем службу в том самом Кремле, который был и остается духовным центром нашего Отечества. И если вспомнить историю, то все самые успешные деяния нашего народа осуществлялись именно потому, что был некий духовный смысл и духовная сила. Без такого усилия и без такой духовной поддержки невозможно обрести успех.

Вот и сегодня, в судьбоносное для нашего Отечества время, мы молились здесь, в Кремле, о державе Российской, о всей исторической Руси, чтобы Господь содержал всех нас под Покровом Пречистой Царицы Небесной, чтобы Он никогда не допустил междоусобной брани, чтобы брат не восставал на брата, но чтобы собиралась постепенно духовная сила Руси, та самая сила, которая привела к созданию великого государства, которая выявила себя во многих примерах святости, в дивных примерах героизма и мужества.

Мы молились об этом в день Благовещения Пресвятой Богородицы. "Благовещение" по-гречески именуется Ev??????o?oc. Это слово имеет тот же корень, что и "Евангелие", потому что благовещение - это Благая весть, которую Бог через Архангела Гавриила передал Деве Марии. И Евангелие, которое стало результатом воплощения Сына Девы Марии, Сына человеческого и сына Божиего, - это Благая весть, но уже не к одному человеку, а ко всему роду человеческому. Евангелие - это благая весть, а если перевести на современный язык, это счастливая весть. Иногда мы со страхом спрашиваем у человека, который говорит, что у него есть что-то новое для нас, - это что-то плохое или хорошее? И радуемся, когда он говорит: хорошее. Даже хорошая человеческая весть способна нас успокоить, поднять настроение, вдохнуть силы, - а что же говорить о Божественной доброй, благой, счастливой вести, которая содержится в Евангелии? Это та самая весть, которая действительно способна не просто поднять наше настроение, но и коренным образом изменить нашу жизнь, подчинить ее Божиему закону, а значит, и тому благу, которое несет людям этот закон.

Бог никогда не навязывает Своей воли человеку, Он остается как бы в тени. Иногда это приводит современного человека, привыкшего опираться на силу ума, силу власти, силу денег, силу науки, силу образования, к мысли, что Бога вообще нет: "Где Он? Я Его не вижу. Я знаю, что такое власть; я знаю, что такое деньги; я знаю, что такое мое здоровье и мои способности; а вот что такое Бог, я не знаю, потому что я все делаю сам для себя. Так и где же Он, на каком месте в жизни?" Но от этих вопросов никак не зависит само существование Бога. Он в тени, Его не видно, но в любой момент в ответ на нашу просьбу к Нему Он выходит из этой тени и совершает с нами дела непостижимые, когда мы с удивлением говорим: "Это чудо!"

В последнее время это слово стали употреблять многие наши соотечественники, отмечая те или иные события в нашей государственной жизни. Они говорят о чуде, о вмешательстве Бога в нашу историю. И мы должны с доверием относиться ко всему, что приходит к нам свыше. Мы не должны свое человеческое упрямство и гордыню ставить преградой для действия благодати Божией.

И примером для нас явилась Дева Мария. Она могла бы поставить упрямство, непонимание, а, может быть, даже и девичью гордость преградой той вести, которую к Ней обратил ангел. Ведь не с крыльями же пришел к Ней Гавриил - в человеческом образе; и Она, может быть, не сразу и поняла, что этот ангел. Пришел некто и говорит Ей: "Ты родишь, без мужа, Сына, и Этим Сыном будет Сын Божий, Которому уготован престол Давида-царя, и Царству Его не будет конца". Можно себе представить смущение совсем юной девушки, почти девочки, Которая слышит эти слова, и как много было у Нее причин поставить заслон этой вести: "Не могу, боюсь, не понимаю, уйди". А вместо этого только простые слова: "Я раба Господня; пусть будет по слову твоему", - ни восторга, ни радости, ни рукоплескания, ни страха, а предание Себя в руки Божии.

Пример Девы Марии должен научить всех нас отношениям с Богом. Мы должны чаще предавать себя в руки Божии. Мы должны чаще просить у Господа явить Себя в нашей жизни, сделать Себя зримым в нашей жизни. И Бог на эту молитву отвечает - опять-таки не в громе и не в молнии, не в каких-то радикальных решениях. Он прикасается к нам легким благодатным прикосновением, но в какой-то момент мы понимаем, что происходящее с нами - не от нас, не от нашей силы и не от какой другой человеческой силы, а от силы Божией.

Пусть пример Девы Марии, принявшей весть о рождении Спасителя со смирением и покорностью воле Божией, будет для нас великим примером построения наших отношений с Богом. Вместо горделивого вопроса: "Где же Ты?" или "Почему Ты поступаешь так, где же справедливость?", - мы должны сказать: "Мы рабы Твои, Господи, пусть будет по слову Твоему".

С праздником поздравлю вас! Пусть Покров Царицы Небесной пребывает над Отечеством нашим, над народом, над Церковью нашей, над всей исторической Русью, всех нас соединяя верой и помогая возрастать от силы к силе. Аминь.

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru