На главную страницуПравославие Волгодонска



Наша подлинная Родина

Христос Воскресе! С этим пасхальным приветствием - вместо обычного "здравствуйте" - православные обращаются друг к другу все сорок дней от Святой Пасхи до Вознесения Господня (праздник всегда приходится на четверг, в этом году - 29 мая). Предлагаем вниманию читателей материал, кратко рассказывающий о смысле и истории праздника, и проповедь Святейшего Патриарха Кирилла о Вознесении Господнем.


Вознесение на Елеоне

В самом слове "вознесение" - радость, лёгкость, полёт, бесконечное движение ввысь. Это как бы вызов так называемым "законам природы".

После Воскресения Иисус Христос не раз являлся апостолам, уча их основам созидания Церкви и распространения истинной веры. В день последнего такого явления Господь, дав ученикам обещание о скором ниспослании миру Святого Духа - третьего Лица Святой Троицы, - "вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал удаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью" (Лука, 24, 50-52).

О чём эта великая радость, которая продолжается и до наших дней, каждый год в праздник Вознесения? Ведь это был день разлуки, впереди - длинный путь проповеди, гонений, мучений, соблазнов... Как будто ушёл, оставил апостолов Христос, кончилась радость земного ежедневного общения со Спасителем под покровом Его силы и Божества?

Но это была "радость разлуки", и, конечно, не уход Христа празднует Церковь. Вознесение - это праздник неба, открытого человеку как новый и вечный дом, наша подлинная Родина. Небо - это имя христианского призвания и последняя правда о земле. Не межпланетное пространство и неведомый космос, а царство вечной жизни, истины, добра и красоты, потерянное людьми по грехопадении, но раскрытое, дарованное и возвращённое Христом. Небо - это полное одухотворение человека, победа над смертью, торжество любви и ведения. Тот предел устремлений, про который сказано так: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор., 2: 9).

О начале традиции празднования Вознесения известно ещё из апостольских постановлений, об этом же говорится в творениях святых отцов IV века. В составлении богослужебного чина праздника принимали участие выдающиеся подвижники православия - преподобные Иоанн Дамаскин, Иосиф Песнописец, Роман Сладкопевец.

Святую Елеонскую гору, на которой произошло событие Вознесения, сейчас украшают несколько прекрасных храмов. На вершине горы в конце XIX века Русской православной миссией был сооружён великолепный храм в византийском стиле и посвящён Вознесению Господню.

С его колокольни высотою более семидесяти метров видна значительная часть святой земли - малой по площади, но такой огромной по влиянию на ход мировой истории. На западе блещет Средиземное море. На востоке - зеркало Мёртвого моря, к северу от него видны тёмно-зелёные прииорданские леса и изумрудная долина Иудеи. Они разделены серой безжизненной цепью Иудейских гор. С колокольни можно различить Вифлеем, Аримафею, Вифанию, Иерихон.

Неподалёку от Вознесенского собора святой царицей Еленой в IV веке воздвигнут обширный храм. На его месте теперь стоит восьмиугольная мусульманская молельня из белого мрамора. Внутри неё - сплошной кусок скалы, в котором, как в мягком воске, отпечаталась в день Вознесения левая стопа Спасителя. Правой ногой, по преданию, Он уже стоял на облаке.

На западном склоне Елеонской горы в конце XIX века на средства царского Дома Романовых построена церковь в старорусском стиле, посвящённая равноапостольной Марии Магдалине. Сооружение поражает изяществом форм и красотою отделки.

Событием Вознесения завершилось земное служение принявшего на себя человеческий образ Бога Сына. Победив смерть, Он совершил и большее: в Своём Лице вознёс человеческую природу к престолу Бога Отца. Этим Он приготовил людей к принятию Святого Духа, которое и совершилось через десять дней на Троицу, или Пятидесятницу.


13 июня 2013 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня ("Большое Вознесение") в Сторожах, у Никитских ворот в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Дорогие братья и сестры!

Вознесение Господне

Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Вознесения Господня. Завершились сорок дней, в течение которых мы праздновали Святую Пасху, - те самые сорок дней, которые отделяли момент воскресения от вознесения Спасителя. Они были наполнены совершенно особым содержанием. Христос больше не находился каждодневно вместе с апостолами, но Он являлся им, и эти явления не все могли сразу распознать, как то было в случае с Марией Магдалиной, или Лукой и Клеопой, которые лишь в какой-то определенный момент увидели в Том, Кто с ними общается, Господа и Спасителя.

В течение этих сорока дней Господь встречался с учениками в Иудее и в Галилее, уча их о Царствии Божием. Именно в эти сорок дней было заложено многое в жизнь будущей христианской общины - то, что мы называем преданием. Оно не было отражено письменно, но запечатлелось в памяти христианской общины и, передаваясь из поколения в поколение, стало священным преданием Церкви.

Евангельское чтение праздника взято из 24-й, заключительной главы Евангелия от Луки. Апостол рассказывает о явлении Христа Воскресшего ученикам. "Посмотрите на руки и ноги Мои, - говорит Спаситель, - ибо это Я Сам" (Лк., 24: 39). Какие странные слова: "Это Я Сам"! И далее, как бы в доказательство того, что это именно Он, говорит: "Осяжите меня и уразумейте: дух плоти и костей не имеет". Не исключено, что апостолы, которым Христос являлся неожиданно и "при дверех затворенных", могли в Нем видеть не реальность, а некий дух, призрак. Господь развенчивает эти сомнения. Он акцентирует их внимание на то, что Он в реальной плоти: "Осяжите, уразумейте", а потом, как бы еще раз настаивая на реальности Своего бытия, говорит им: "Есть ли у вас здесь что-то съестное?" И принесли Ему рыбы, печеной на угле, и мед, и Он вкушал эту пищу. Конечно, Господь после воскресения мог обходиться без всякой физической пищи, но Он делает это для того, чтобы показать апостолам, что Он во плоти, что воскрес не только Его дух, который никогда и не умирал, - вместе с Воскресением Он восставил из небытия, из смерти, из тления, из разрушения человеческое тело, которым Он обладал.

Евангелист Лука написал еще одну книгу Нового Завета - книгу Деяний апостольских. Евангелие от Луки заканчивается 24-й главой, где Господь настаивает на том, что Он в реальном теле, а книга Деяний начинается с повествования о вознесении. И это совершенно неслучайно, потому что можно было еще многое рассказать. Апостол Лука, конечно, знал, что было между встречей со Спасителем "при дверех затворенных" и моментом вознесения, но он как бы соединяет эти два события в двух новозаветных книгах и повествует о том, что Господь возносится на небо - Тот Самый Господь, Который воскрес, Который явился им, Которого можно было осязать, Который вкушал пищу, а значит, на небо возносилось Его тело. И явились два мужа и сказали: "Что вы смотрите на небо? Иисус, Который ныне возносится на небо, так же вернется к вам". Ни о чем больше не сказано в этот момент. Апостолам нужно идти и проповедовать покаяние и прощение грехов. И, размышляя на тему вознесения, святой Иоанн Златоуст говорит о том, что Господь принял плоть не для того, чтобы оставить ее на земле - Он принял плоть для того, чтобы восхитить ее в тайну Святой Троицы, посадить на престол царский, чтобы ей поклонялось все ангельское воинство.

Но ведь плоть Спасителя - это наша с вами плоть. Ведь это то самое физическое тело, которое каждый из нас имеет, и это физическое тело, через искупительный подвиг Спасителя, через Его крест и воскресение вознесенное в тайну Святой Троицы, пребывает в Божественной жизни.

Мы иногда пренебрежительно относимся к своему телу. Мы губим его дурными привычками, склонностями, грехами - теми самыми, к покаянию о которых призваны были апостолы в день Вознесения. Мы разрушаем свое тело - то самое, которое реально связано с телом Спасителя, потому что весь род человеческий связан одной природой, и можно проследить эти нити, которые нас связывают друг с другом, восходя к нашим пращурам, нашим древним предкам.

Имеет огромное значение для всего рода человеческого, что Господь тело Свое вознес в Божественную жизнь и через Его тело мы связываемся с Ним. Совершенно неслучайно, что именно тело Свое Он приносит в заклание и что тело Свое Он дает нам в заклание через таинство Святой Евхаристии, когда, причащаясь тела и крови Спасителя под видом хлеба и вина, мы соединяемся с Его прославленным телом - тем самым телом, которое в тайне Святой Троицы пребывает на Божественном престоле.

Все это открывает нам глубины Божественного замысла о человеке. Мы не одни, мы не чужие, мы не несчастные "виды", возникшие неизвестно как. Каждый из нас - это не один из миллиардов людей; каждый из нас не только душой своею, но и телом связан с Господом и Спасителем.

На этом основывается наша особая молитвенная связь с нашим Спасителем. На этом основываются и наши молитвы о телесном здравии. Не нужно пренебрегать своим телом, не нужно пренебрегать своим здоровьем, особенно когда болезнь является результатом наших сознательных действий, нашего греха, наших страстей. Недаром апостол называет тело человека храмом живущего в нас Духа (1 Кор., 6: 19), и, если мы разрушаем этот храм, то совершаем грех пред Богом.

Сегодняшний день учит нас, что есть особая связь между нами и Спасителем нашим, прославленным, в том числе, и в теле Своем. Этот день учит нас особой заботе о нашем духовном состоянии, чтобы оно не разрушало Богом данного тела. Этот день учит нас и тому, что главная миссия, которую совершил Господь и которую Он поручил Церкви, - это проповедь покаяния, ибо прощаются грехи.

Одного этого достаточно, чтобы научиться жить по-новому, чтобы контролировать свои мысли и поступки, чтобы приносить Господу чистосердечное раскаяние, чтобы через молитву и святейшее Таинство Евхаристии соединяться с Ним в надежде на то, что подаваемая Им благодать укрепит и души, и телеса наши, которые, по апостолу, суть Божии (1 Кор., 6: 20).

Вознесение Господне - особенный праздник, праздник, который вселяет надежду - надежду на спасение, надежду на встречу с Господом. Всех вас сердечно поздравляю с этим великим и спасительным днем. Аминь.

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru