На главную страницуПравославие Волгодонска



Время и вечность

Время и вечность

На материале бесед профессора Московской духовной академии А.И. Осипова продолжаем отвечать на многие из насущных вопросов веры, правильное понимание которых жизненно важно для христиан, искренне ищущих спасения.


- Чего нужно избегать родителям при воспитании детей?

- Это тема очень большая, и я, не имея опыта, едва ли могу сказать что-то особое. Есть один общий принцип, который всем известен: невозможно воспитать ребенка тому, кто сам невоспитан. Я иногда произношу даже такие не очень корректные слова: "Нельзя, будучи дьяволочком, воспитать ангелочка". Если в семье нет даже элементарной дисциплины, и каждый живет по своим желаниям и вкусам, не считаясь с другими, если в ней постоянные ссоры, грубые крики, грязные слова, дикая музыка, всюду сплошной непорядок, все раскидано, разбросано; если детей совсем не приучают к тому, с чем им обязательно придется столкнуться в жизни, особенно в семейной; если вся забота родителей лишь о том, чтобы создать детям материальный комфорт, а к прочим сторонам жизни ребенка практически нет никакого внимания, то о каком воспитании может идти речь, чего хорошего можно от него ожидать?

Известен психологический закон, что лучшим средством испортить, буквально развратить ребенка является вседозволенность, безнаказанность. Это, кстати, прекрасно знают враги человечества и потому насильно внедряют принципы пресловутой ювенальной юстиции, основной принцип которой - ребенок это божок, а родители - рабы, обязанные исполнять все его желания и прихоти.

Древняя мудрость гласит: "Привычка - вторая натура". Поэтому в высшей степени важно с детства прививать ребенку добрые навыки: послушание и уважение к родителям, трудолюбие, умение бороться со своими желаниями, дурными мыслями, а не только не совершать дурных поступков. Очень важно приучать ребенка к честности и в делах, и в словах, и… в мыслях, ибо с мыслей всё начинается. Бесчестный много будет страдать в жизни, ибо, как говорил преподобный Варсануфий Великий, страсти тяжелее скорбей, а преп. Исаия Отшельник предупреждал: "Пренебрегающий мелочами мало-помалу нисходит в гибельное падение".

Огромное и неоспоримое значение в воспитании имеет, конечно, привитие ребенку православных взглядов и навыков. Этому очень помогают жития святых, жизнь замечательных своим высоким нравственным уровнем людей, вообще хорошая литература, начиная с прекрасных народных сказок, церковная, народная и классическая музыка и проч. Ребенок обязательно должен знать Евангелие, христианские начала жизни.

Однако без разумной дисциплины в семье успеха в воспитании ребенка добиться невозможно. В частности, должен быть полный запрет на хулиганские словечки, на развращающие фильмы, картинки, книги, журналы, на дикую музыку и тому подобное. Очень важно наблюдать за компьютерными интересами и играми ребенка, ибо компьютерные игры, как выражаются психологи, "вскрывают" душу и могут и нравственно, и психически, и даже физически, и тем более религиозно, совершенно погубить ребенка. Серьезнейшее наблюдение необходимо за кругом его общения. Уже древние говорили: "Дурные сообщества развращают добрые нравы". И, конечно же, всегда главнейшим в воспитании детей остается пример жизни и поведения родителей, характер их общения между собой, с другими людьми.


- У нас в храме много родителей с маленькими детьми, присутствие которых не всегда способствует молитвенному настроению. Как поступать в таких случаях?

- Священник, конечно, должен объяснить родителям, какой страшный вред они наносят себе и своим детям, позволяя им и себе так вести себя в храме. Родителям особенно нужно знать, что задача бесов в том и состоит, чтобы любым путем отвлечь христианина от молитвы, нарушить молитвенную атмосферу в храме, помешать внимать богослужению и молитвенно участвовать в нем. Орудиями же бесов может быть кто угодно: ненормальный человек, хулиган, орущий хор, и, увы, дети.

Интересно, кто из родителей хочет, чтобы его ребенок оказался исполнителем бесовской воли? Поэтому, если родители любят своих детей, они ни в коем случаи не должны допускать, чтобы дети отнимали молитву у верующих. Храм - это не детская площадка, а место молитвы. И здесь нельзя позволять детям исполнять ту ужасную работу, которой занимаются бесы. Причастие в таком случае не только не принесет детям пользы, но может причинить им вред из-за греха родителей, отнимающих своими детьми молитву у людей. При этом родители, как правило, с детьми не причащаются. К чему приводит такое внешнее воцерковление ребенка, легко убедиться. В подавляющем большинстве случаев процент приходящих в храм и причащающихся подростков по сравнению с причащающимися детьми ничтожен.

Поэтому надо предупреждать родителей, что на богослужение можно приходить только с теми детьми, которые уже могут вести себя нормально, или приходить к самому причастию.


- Правда ли, что все, что происходит в Русской Православной Церкви, это зеркальное отражение того, что происходит в нашем обществе?

- Здесь взаимоотражаемость. То, что происходит в мире, налагает сильную печать на церковную жизнь, и наоборот, духовное состояние Церкви, определяет жизнь в нашем обществе. Обратите внимание, как много написано, например, о событиях 1917 года, но вы там нигде - я говорю о церковных историках - не найдете, какова же была духовная причина этой катастрофы. Пишут о всяких заговорщиках, о жидомасонах, о врагах и злодеях, о западных агентах. Только об одном не пишут - о духовном состоянии нашей Церкви - о тех, кого называют народом Божьим. И очень жаль, ибо вдвойне опасен нарыв, скрываемый от глаз, загоняемый внутрь. А если бы почитали, что писал, например, в 18 веке Тихон Задонский о верующем народе (христианство незаметно удаляется от людей, остается одно лицемерство); что писали в 19 веке: Игнатий Брянчанинов о состоянии монашества (как весенний снег, сверху, кажется, надежный, плотный, а чуть наступил и провалился в воду); Феофан Затворник (еще одно-два поколения, и православия у нас не останется); Иоанн Кронштадтский (кровью обливается сердце мое, когда я вижу, что происходит с нашим христианским народом). И таких примеров можно привести много.

Как видим, духовное состояние Церкви к началу 20 века оказалось в тяжелом положении, и это при внешнем процветании, при наличии огромного количества монастырей, храмов, духовных школ. (Дошло до того, что высшее общество принимает с почтением французских оккультистов Филиппа, Папюса, молится на Распутина, а Иоанна Кронштадтского и Оптинских старцев даже и не замечает). Наша богословская наука, по сравнению с западными университетами, была на высочайшем уровне, это был блеск научного богословия. А духовная жизнь какова? Почитайте хотя бы "Письма о монашестве" митрополита Вениамина Федченкова.

Духовное состояние христиан, при всем внешнем блеске церковной жизни, прежде всего, и привело страну к трагедии. Ибо Церковь является закваской жизни народа. Но в ней интенсивно развивался тот процесс, о котором с такой горечью писали, как видим, многие наши святые и который называется омiрщением. Что это такое? Это поглощение сознания чисто внешней церковной деятельностью, а духовная жизнь рассматривается как исключительно личное дело. Глубокое заблуждение. Духовная жизнь - конечно, личное дело. Но ее законы, критерии истинности в ней, опасности, стоящие на ее пути, необходимые средства ее осуществления и правильное ими пользование, и масса других важнейших вопросов, - всё это целая наука, которую святые называли наукой из наук и искусством из искусств, и теоретическое знание этой науки является первейшей задачей духовного просвещения в целом и долгом каждого христианина.

Один простой пример - молитва. Призывы к ней слышим постоянно. Но она, оказывается, может, как спасать человека, так, при неверном к ней отношении, и погубить его! Поэтому, когда вопросы духовной жизни не рассматриваются, их верное понимание не доводится до самого широкого круга верующих, то происходит их духовная деградация. И это самым негативным образом отражается на духовной и нравственной жизни всего общества.

Но, с другой стороны, и в Церковь приходят люди не с какой-то другой планеты, а от нас, из нашего грешного мира, из нашей жизни. А мы знаем, в каком духовном и нравственном состоянии эта жизнь сейчас находится. Посмотрите, куда направляют, что делают с нашей молодежью, что творят, как извращают, развращают, превращают в овечье стадо, рабски послушное всем повелительным крикам западного образа жизни. А она часто даже не понимает этого. Не знает страшного дьявольского девиза, направленного на человечество: разнуздать, чтобы взнуздать. Так вот, из этого мира приходят люди и в Церковь, часто чисто внешне принимают крещение, поступают в духовные школы, входят в духовное сословие. И если у этого человека нет стремления к вере, святости, чистоте, правде, а есть просто некий научный интерес к знанию вероучения и внешних правил церковной жизни, то он, и приходя в Церковь, и становясь даже священнослужителем разных уровней, привносит туда свои страсти и страстишки, нравы и привычки, вкусы и интересы мирской жизни, которые самым негативным образом влияют на церковную жизнь. Поэтому очень важно понимать и помнить, что Церковь это мы все - все те, кто считает себя христианами, а не только Патриарх, архиереи, священники, монахи, богословы. И все взаимно влияют друг на друга: и Церковь на мир, и мир на Церковь.


- Есть ли возможность жить, как неверующий и колеблющийся большую часть жизни, а потом истово бить поклоны в храме, причаститься, исповедаться, получить все блаженства и попасть в рай? Разбойник-то ведь спасся.

- Это просто самообман. Как дьявол называется лукавым, так и здесь то же самое лукавство: сейчас поживу без совести, а потом стану святым. Кто так лукаво мыслит, тот вовеки веков не покается. Совесть - свойство серьезное, и когда она сознательно сжигается, то воскресить ее в одночасье невозможно. Одно дело, когда человек по незнанию живет не по-христиански, и совсем другое, когда он сознательно попирает законы совести, лукаво надеясь, что когда-нибудь покается.

Почему справа распятый разбойник покаялся, а слева - поносил Христа? В чем дело? Нет сомнения, что правый, хотя и грешил, но страдал об этом, переживал за свои преступления. И Бог, видя его внутреннее состояние покаяния, дал ему возможность, хотя на кресте, для покаяния. А у левого разбойника ничего подобного не было в душе, потому и умер без покаяния. Поэтому заниматься самообманом, обольщаться подобными лукавыми мыслями избави Бог.


- Что будет в жизни вечной с нехристианами, например, с буддистами?

- Я слышал, что какой-то Осипов написал книгу "Из времени в вечность: посмертная жизнь души". Видимо, он там был, все видел, посмотрел, кто где находится, и вернулся, кстати, крайне удивленным тем, что в самом нижнем отделении преисподней, находится множество православных, да еще каких. Он спросил тамошнего заведующего этим отделением: как это понимать, почему здесь крещеные, причащенные православные? А тот ответил: они знали, как правильно жить, Сам Бог открыл им, но они лукавили и жили хуже нехристиан. Так, пусть теперь и посидят у нас в этом престижном месте.

Не будем гадать о судьбе кого бы то ни было. Оставим суд Богу. Мы не знаем состояния души ни одного человека. Есть Судья истинный, Который есть любовь. И Он сказал: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Матф.12:31,32). Видите, слово на Христа, то есть отвержение Его по неведению, простится. А что такое непростительная хула на Духа Святого? По святоотеческому учению, ею является сознательное противление истине, какое, например, видим у иудейского синедриона, постановившего убить Христа после воскрешения Им уже разлагавшегося Лазаря, то есть когда стало уже совершенно ясно, что этот Иисус и есть ожидаемый Мессия-Христос.

Эти православнейшие оказались хулителями самой Истины и погибли, а покаявшийся разбойник спасся. Если бы об этом не было написано в Евангелии, то никому и никогда в голову не пришло бы, чтобы праведные по всем нормам Закона Моисея фарисеи погибли, а бандит первым вошел в рай.. Потому о вечной судьбе отдельного человека мы ничего не можем сказать. Но можем и должны судить об истинности или ложности того или иного мировоззрения, той или иной религии, чтобы не пострадать за леность и небрежение к исканию истины.

О вечной участи всех людей находим и в Священном Писании, и у святых Отцов разные суждения. Одно - о спасении праведников и вечной гибели грешников. Другое - о спасении всех. О втором, как менее знакомом, приведу хотя бы несколько высказываний. Подробно об этом можно прочитать в указанной книге.

Апостол Павел писал: Христос есть "Спаситель всех человеков, а наипаче (особенно, тем более) верных", или: "Бог будет всяческая во всех". В последовании Утрени страстной Пятницы слышим такие слова о Христе: "избавль всех от уз смертных воскресением Твоим…". В Великую Субботу: "Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим…". Эта мысль звучит во множестве богослужебных текстов Октоиха, Триоди постной и цветной.

О том же говорят многие святые: Григорий Нисский, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Амфилохий Иконийскй, Епифаний Кипрский, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник и другие.

Например, Иоанн Златоуст в Пасхальном слове: Христос опустошил ад, сошедши во ад… Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Епифаний Кипрский: Христос за нас Пострадавший,… ад соделал пустым. Амфилохий Иконийский: Когда явился аду, Он разорил гробницы его и … все были отпущены. Григорий Нисский: И по совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота. Афанасий Великий в своем Пасхальном послании: Он весь род человеческий искупил от смерти и возвел из ада. Григорий Богослов высказывает мысль о том, что для непознавших Христа здесь возможно крещение огнем там, правда, самым мучительным и самым продолжительным, но которым очищается всякая скверна души.

Но это спасение стало возможным только благодаря Жертве Христовой.

Церковь молится обо всем мире, а не только о верующих во Христа. Так что будем надеяться, что Господь никого не оставит Своей милостью - и буддистов, и атеистов, и всех прочих, и особенно нас, не редко лишь по названию, православных.

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru