На главную страницуПравославие Волгодонска



ЗНАЧЕНИЕ ПОСТА

Увеличить

Продолжаем публикацию отдельных слов и поучений из "Аскетической проповеди" святителя Игнатия Брянчанинова. Сегодня это поучение во Вторую неделю Великого поста, посвящённое разъяснению вопроса об особом духовном значении этого спасительного времени для каждого искренне верующего православного человека. Для тех наших читателей, кто ещё не знаком с творчеством свт. Игнатия и недоумевает, почему именно его творениям уделяется в нашей рубрике столь пристальное внимание, публикуем необходимое пояснение по этому вопросу.

А.И. Осипов, профессор МДА (2009 г.): "Почему сегодня, спустя 150 лет после блаженной кончины святителя Игнатия, Церковь с таким вниманием вспоминает этого духовного наставника? Что столь ценное оставил он своим потомкам, за которое они с великой благодарностью чтут его память? Почему все те, кто действительно озабочены своим бедственным духовным состоянием и горячо и искренне ищут правильного пути к совершенной жизни, всегда обращаются именно к этому русскому святителю, к его творениям?

Ответ на эти вопросы очевиден. Еще никто из отечественных духовных наставников последних двух столетий не имел таких исключительно высоких оценок от прославленных святых Русской Церкви и ее подвижников, как свт. Игнатий и его аскетические творения. Таков его бесспорный авторитет в вопросах духовной жизни.

Необходимо отметить еще один важный момент. В настоящее время, когда всё сильнее сказывается влияние протестантского убеждения, которое практически любой личный духовный опыт рассматривает как действие Святого Духа и, следовательно, как правильный и спасительный, особую остроту приобретает вопрос о критериях истинности в духовной жизни. И здесь имя свт. Игнатия становится особенно значимым, ибо он на основе святоотеческих творений показал, что духовная жизнь это не хаос мистических состояний, что она имеет свои непреложные законы, отступление от которых приводит человека не к Богу, не к действию Его благодати, а к переживанию своих нервно-психических состояний и, нередко, демонических наваждений. Святые Отцы называли веру своему личному опыту, не основанному на опыте святоотеческого Предания Церкви, не проверенному этим единственно верным критерием, одним ёмким словом - прелесть.

Православие, по учению свт. Игнатия, тем принципиально и отличается от других конфессий, что для него критерием истинного богопознания является не свое личное переживание и не мнение какого-либо единичного авторитета: священнослужителя, богослова, даже святого Отца, - но то и только то, что соответствует открытым и проверенным совокупным опытом Отцов законам духовной жизни.

В этом отношении творения свт. Игнатия представляют большую ценность, поскольку в них выражен не просто плод его личного опыта, но святых отцов Церкви, их опыта богопознания, на основе которого он дал объективную и точную оценку опыта и учения католических аскетов и протестантских мистиков.

Аскетические творения святителя Игнатия являются своего рода святоотеческой энциклопедией духовной жизни православного христианина. Они дают тщательно выверенное и ясное изложение всех важнейших сторон духовной жизни, в том числе и опасностей на ее пути, как это раскрыто в святоотеческом наследии Церкви.

Значимость творений Святителя особенно возросла теперь в связи с оскудением духовных руководителей. Ибо его творения преподают духовный опыт Церкви применительно к психологии, душевным силам и духовному уровню человека его эпохи и нашего времени, монаха и мирянина, погруженных в водоворот стихий этого мира, в атмосферу глубокой омирщенности сознания, поразившей современное христианство.

Непреходящая значимость его аскетических сочинений открывается в детальном раскрытии в них главнейшего делания христианина - молитвы, которая фактически оказалась в большой степени подмененной совершением лишь её внешней формы. Он обращается к верующим со странным, на первый взгляд, призывом: нужно учиться молитве! Но этот призыв исходит из знания реального состояния христиан. За два года до своей кончины он писал: "В настоящее время - существенная нужда в правильной молитве, а ее-то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, а ищут наслаждения и восторгов, льстят себе, и орудием, данным во спасение, убивают свои души. Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она - существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению. Наставников нет!" (Письмо от 29/1-1865). Поэтому "научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно - и удобно наследуешь спасение" (Письмо от 29/1-1865).

Невозможно передать всё то богатство существенно нужных христианину знаний о духовной жизни, которые оставил мудрый Святитель в своих творениях.

Но взыскующий найдет!" (см. http://alexey-osipov.ru/)

* * *

Увеличить

Свт. Игнатий: "Возлюбленные братия! Душеспасительно нам в дни святой Четыредесятницы не только удручать тела наши постом, но и беседовать о посте; душеспасительно нам в дни святыя Четыредесятницы обратить все должное внимание на предостережение от пресыщения и насыщения, сделанное нам Самим Господом: внемлите себе, сказал Он, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством.

Установление поста - Божие установление. Первая заповедь, данная Богом человечеству, - заповедь о посте. Она была необходимо нужною для нас в раю, до падения нашего, тем нужнее она по падении. Заповедь о посте дана в раю, повторена в Евангелии. Вознесем мысли к божественному установлению поста и созерцанием этого установления оживим, как бы душою, самый подвиг поста.

Подвиг поста не принадлежит исключительно телу; подвиг поста полезен и нужен не единственно для тела; он полезен и нужен преимущественно для ума и сердца. Внемлите себе, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством. Спаситель мира открыл нам в этих словах достойное особенного внимания последствие от излишнего употребления пищи и питья, последствие страшное, последствие душепагубное. От угождения чреву отягощается, грубеет, ожесточается сердце; ум лишается своей легкости и духовности; человек соделывается плотским. Что значит плотской человек? Именем плотского отмечает Священное Писание того несчастного человека, который пригвожден к земле, который неспособен к помышлениям и ощущениям духовным. Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во веки, потому что они плоть, засвидетельствовал Бог. Плотской человек неспособен к богопочитанию. Даже человек духовный, подвергшись насыщению, теряет свою духовность, теряет как бы самую способность знать Бога и служить Ему. В такое состояние приходит подвижник, когда исключит из своих подвигов подвиг поста. Дебелость и мгла, сообщаемые телу обилием и неразборчивостью в пище, мало-помалу сообщаются телом сердцу и сердцем уму. Тогда эти душевные очи, сердце и ум, притупляются; вечность скрывается от них; земная жизнь представляется для болезненного зрения бесконечною. Соответственно понятиям и чувствованиям направляется земное странствование, и злосчастный слепотствующий странник, вместе с отверженным змеем, на чреве ходит, и землю снедает вся дни земного живота своего. Нарушение поста угрожает ученику Христову отпадением от Христа.

Такое влияние неумеренного или даже неосмотрительного и неосторожного употребления пищи на человека объясняет причину, по которой человек, в самом состоянии невинности своей, посреди наслаждений рая, нуждался в заповеди о посте. Ей предоставлено было сохранять новосозданную тварь, совокупленную из двух естеств, телесного и духовного, в духовном состоянии; ей предоставлено было уравновешивать два естества и соблюдать перевес при естестве духовном. С помощью ее человек мог непрестанно предстоять мыслью и сердцем пред Богом, мог быть неприступным для помысла и мечтания суетных.

Тем нужнее заповедь о посте для человека падшего. Пристрастие к земле, к кратковременной земной жизни, к ее сладостному, к ее великому и славному, самая наклонность к греху сделались свойственными падшему естеству, как свойственны недугу производимые им беспорядочные влечения и ощущения. Мы пригвождены к земле, прилеплены к ней всею душою - не только телом; соделались совершенно плотскими, лишены духовного ощущения, неспособны к помышлениям небесным. Заповедь о посте опять является первою, необходимою для нас заповедью. Только при помощи поста мы можем отторгнуться от земли; только при помощи поста мы можем противостать увлекательной силе земных наслаждений; только при помощи поста мы можем разорвать союз с грехом; только при помощи поста дух наш может освободиться от тяжких оков плоти; только при помощи поста мысль наша может возникнуть от земли и воззреть к Богу! По мере того как мы возлагаем на себя благое иго поста, дух наш приобретает большую свободу: он устремляется в область духов, ему родственную, начинает часто обращаться к созерцанию Бога, погружаться в это неизмеримое и чудное созерцание, умедлять в нем. Если предметы вещественного мира, освещенные лучами вещественного солнца, непременно заимствуют от него и издают сияние, то как не просветиться нашему духу, когда он, свергнув при посредстве поста грубую и густую завесу плотяности, предстанет непосредственно Солнцу Правды - Богу? Он просвещается; он просвещается и изменяется! Возникают в нем помышления новые, божественные, открываются пред ним доселе неведомые ему таинства. Небеса поведают ему славу Божию: твердь возвещает всемогущество сотворившей ее руки; все создания, видимые и невидимые, громко проповедуют неизреченную милость Создателя; он вкушает духовно и видит духовно, яко благ Господь. Благодатная легкость и тонкость духа сообщаются телу; тело, вслед за духом, влечется к ощущениям духовным и предпочитает пищу нетленную, для которой оно создано, пище тленной, к которой оно ниспало. Первоначально оно с трудом подчиняется врачеванию и насилию поста; первоначально оно возмущается против установления поста, восстановляет против него дух наш, вооружается против него различными умствованиями, почерпнутыми из лжеименного разума; но, будучи укрощено и уврачевано постом, оно уже ощущает и мудрствует иначе. Его отношения к пресыщению таковы, каковы ощущения выздоровевшего человека к зловредным яствам, которых он неистово желал во время болезни; его отношения к пресыщению подобны отношениям к обнаруженному и уже явному яду, которым отнимается у духа преобладание над плотью, которым человек от подобия и сродства ангелу низводится к подобию и сродству бессловесных. Духовные воины, одержавшие победу над плотью посредством поста, представшие пред лице Господа для научения величайшим тайнам и возвышеннейшим добродетелям, слышат из уст Его учение о высокой добродетели поста и откровение тайны - того состояния, которое мало-помалу образуется от насыщения и пресыщения: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством. Напоминается победителям тщательное хранение при себе оружия, которым добыта победа! И получается победа, и сохраняется добыча, приобретенная победою, одним и тем же оружием - постом.

Подвижник Христов, озаренный Свыше и научаемый своими благочестивыми опытами, обращаясь к рассматриванию собственно постного подвига, находит вполне нужным не только воздержание от пресыщения и постоянного насыщения, но и строгую разборчивость в пище. Эта разборчивость представляется излишнею только при поверхностном, беглом взгляде на себя; но в сущности качество пищи особенно важно. В раю воспрещено было единственно качество. В нашей юдоли плача, на земле, находим, что неразборчивость в качестве производит гораздо более душевных бедствий, нежели излишество в количестве. Не должно думать, что одному гроздью свойственно действовать на наш ум, на нашу душу; каждый род пищи имеет свойственное ему действие на кровь, на мозг, на все тело, а посредством тела - и на дух. Кто внимательно наблюдает за собою, упражняясь в подвиге поста, тот найдет непременно нужным истрезвление тела и души от продолжительного употребления мяс и самых рыб; тот с любовью облобызает уставы святой Церкви о посте и подчинится им. Святые отцы нарекли пост основанием всех добродетелей, потому что постом сохраняется в должной чистоте и трезвенности ум наш, в должной тонкости и духовности наше сердце. Тот, кто колеблет основание добродетелей, колеблет все здание добродетелей.

Братия! Будем протекать поприще святого поста с усердием и тщанием. Лишения, которым, на первый взгляд, подвергается наше тело по уставу поста, ничтожны пред душевною пользою, которую способен принести пост. Отрешим посредством поста наши тела от роскошной и тучной трапезы, а сердца от земли и тления, от той глубокой и пагубной забывчивости, которою мы отделяем себя от предстоящей нам и готовой объять нас вечности. Устремимся и духом и телом к Богу! Убоимся плотского состояния, производимого нарушением поста, убоимся производимой презрением поста совершенной неспособности к богопочитанию и богопознанию. Эта гибельная неспособность - начало вечной смерти. Эта гибельная неспособность является в нас тогда, когда, от пренебрежения Божественною заповедью о посте, мы попустим отягчать сердцам нашим обьядением и пиянством. Аминь".

Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru