В этом году воскресенье 19 февраля на языке церковного календаря именуется Неделей мясопустной.
В этом году воскресенье 19 февраля на языке церковного календаря именуется Неделей мясопустной. В этот день бывает заговенье на мясную пищу. Предстоят дни масленицы, а затем и Великий пост. Существуют три подготовительных недели к Великому посту, и каждая из этих недель, каждый из этих воскресных дней призван служить верующему человеку, приуготовляя его душу к вступлению в поприще Великого поста. Воскресное чтение послужило причиной, почему эта неделя мясопустная именуется воскресеньем о Страшном Суде: в Евангелии от Матфея мы скоро прочитаем повествование Господа о том суде, через который пройдет каждый человек после смерти.
Разобраться в этом трудном вопросе нам помогут два слова: Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и одного из великих подвижников веры XIX века - святителя Игнатия Брянчанинова.
Патриарх Кирилл: "Страшный Суд нередко удерживает людей от ошибок, от греха. Памятование о суде помогает человеку со вниманием относиться ко всему, что он говорит, что он делает и даже к тому, о чем он мыслит. Но очень многие люди, даже будучи православными верующими, говорят, думая о вечности, примерно так: "Кто же знает, что там будет? Ну, откуда это известно?"
О загробной жизни в слове Божием сказано достаточно много. И сегодняшнее Евангелие как раз и открывает нам тайну того, что ждет человека, - каждый будет судим Богом. Человек устроен так, что его внимание обращается на то, что здесь, на то, что рядом с ним, - на родных, на близких, на дом, на машину, на работу, на успехи или неуспехи, на достижение материального благополучия, на преодоление трудностей, в том числе политических, экономических, - на чем только ни сконцентрировано наше внимание, но менее всего на том, что будет после нашей смерти.
Почему же Господь не будет наказывать нас за наши грехи? А что такое наказание? Наказание теснейшим образом связано со справедливостью. Представьте себе, что было бы, если бы в нашем земном мире не было бы наказания. Преступники разгуливали бы на свободе, сильный всегда одерживал бы победу над слабым, могущественный - над тем, у кого нет могущества. Где бы можно было сыскать правду, какое можно было бы сыскать убежище? Да ничего такого сыскать было бы невозможно - господствовала бы сила, ибо не было бы справедливости.
Вообще тема справедливости, тесно связанная с нравственной природой человека, является вызовом для безбожного сознания. Что такое справедливость? Откуда явилось это понятие? В животном мире его нет - там побеждает сильный, там работают инстинкты. И ведь этот животный мир существует! Что это за странное понятие справедливости? Но ведь как остро мы переживаем нарушение справедливости - будь то в семейных отношениях, в трудовых коллективах, в обществе, в государстве, в мире! Ради достижения справедливости люди брали в руки оружие, и мы знаем, как часто именно с оружием в руках люди отдавали свою жизнь за торжество справедливости. Что это такое? Откуда это понятие? Это что, тоже результат эволюции человекообразных? Но если это результат простой эволюции, так можно сказать - да и что особенного? Но ведь во всем мире законы принимаются именно с учетом этого общего понятия справедливости, которое практически не описано рационально. А если и описывается, то очень по-разному, но чувствуется всеми одинаково. А может ли быть справедливость без наказания? Нет, не может, потому что тот, кто нарушает справедливость, должен быть судим и наказан. На этом основывается стабильность человеческого общества. Но если так, то что же говорить о вечности? Разве там может быть несправедливость? Разве человек, живущий несправедливо, неправедно на земле, может продолжать и в бессмертии жить с этим грузом, будучи при этом уверенным в своей правоте? Тогда это уже не жизнь вечная, это нечто совсем иное, это продолжение мучений.
Именно суд Божий и ставит последнюю точку в историческом процессе. Ведь многого мы не знаем, многое сокрыто, многое происходит втайне. И не только сокрыто в каких-то архивах, которые не открываются, - сокрыто внутри человеческой истории, потому что очень часто исторические события объясняются совсем не теми причинами, которые реально к ним привели. Есть много тайн, которые покрывают человеческое зло, и с этими тайнами люди уходят в иной мир. И что же? Где же тогда Божественная справедливость, если не совершился над беззаконниками суд Божий в этом мире? Ведь тогда остается только суд после смерти. Поэтому суд Божий проистекает из самого Божиего замысла о человеке. Господь вложил в нравственную природу людей понятие о справедливости, и суд в вечности призван в абсолютной мере проявить Божественную справедливость.
Каждый из нас предстанет пред Богом. Ни одному не удастся уйти от этого суда, и каждый получит по делам своим. То, что мы лицемерно скрывали в этой жизни, мы не сможем скрыть там, пред лицом Божиим. Все мы будем открыты пред Богом, и каждый даст ответ за свои грехи. Чтение из Евангелия от Матфея настраивает нас на еще одну очень важную мысль: а как же человек может оправдаться? Ведь все мы совершаем греховные поступки - в мыслях, в делах. Евангелие помогает нам понять, что может нас спасти, что может покрыть наши недостатки, чем мы можем искупить нашу вину. Накормил ли ты голодного? Напоил ли того, кто жаждал? Принял ли странника? Одел ли нагого? Посетил ли больного или того, кто в тюрьме? Какой короткий перечень! Казалось бы, Господь, Который принес в мир заповеди, должен был бы эти заповеди и вложить в уста Божественного Судии: "Исполнил такую-то заповедь, или другую заповедь, или третью?" Господь не говорит больше о заповедях - он говорит о конкретных делах. И понятно, что этот список можно продолжить, ведь речь идет не только о больных, нагих, голодных, жаждущих, заключенных - речь идет о помощи другому человеку.
А почему эта помощь другому человеку искупляет наши грехи? Да потому что в этой помощи, в этой способности творить добрые дела обнаруживается величайшая заповедь и величайшая ценность. Человек без любви в сердце не может этого делать. И наоборот: любовь приходит в сердце постепенно именно через добрые дела. Когда мы делаем добрые дела людям, они перестают быть для нас безразличными, перестают быть для нас далекими, - они становятся близкими нам. И чем больше мы делаем этих добрых дел, тем сильнее любовь в нашем сердце, потому что нет иного способа и иной возможности возрастать в любви, как только творить те дела, которые спасут нас на Страшном Суде Божием.
Господь действительно дал нам это повествование, чтобы приготовить нас к суду. Вся наша жизнь и есть это приуготовление. Нужно готовиться с малого детства - нужно учиться доброте и любви. Нужно готовиться и в зрелом возрасте. Нужно готовиться в пожилом возрасте и в глубокой старости. Потому что никто не знает, в какой момент закончится наша жизнь и с каким багажом мы предстанем пред лицом Божиим. Вот почему повествование о Страшном Суде и предлагается нам в преддверии Великого поста - чтобы время поста мы провели в размышлениях о самих себе, о своей жизни, о своем внутреннем мире, о своей вере, о своей жизни, и постарались измениться к лучшему. А изменение к лучшему - это и есть покаяние.
Пусть Господь дарует нам силы совершить великопостное покаянное поприще, дабы изменить свой ум, свою волю и свои чувства, открыв их навстречу Божиему слову. Аминь".
Святитель Игнатий: "Преисполнено глубокого, постоянного смирения первое пришествие Господа нашего на землю и пребывание Его на ней. Все, уважаемое и высокоценимое миром, было оставлено Господом без внимания. Не благоволил Он явиться в блеске и громе земной славы; не благоволил Он явиться окруженным пышностию и великолепием; не благоволил явиться среди шума празднеств и ликований. Он пришел на землю, как в страну, в которую изгнаны преступники Божией заповеди; Он пребывал и действовал на ней, как в стране горестей, куда низвергнуты из высокого рая преступившие в раю Божию заповедь; Он пребывал и действовал на ней, как Искупитель погибших, делаясь участником всех бедствий, постигших преступное человечество. И был Он как бы одним из нищих, попираемых человеками. И был Он странником, не имевшим где главу подклонить. И был Он гоним, осыпаем бесчестиями; и постоянно воздавал Он добром за зло: Сын бо Человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти. И окончил Он земное странствование Свое смертию мучительною и позорною, смертию уголовных преступников, смертию рабов, для которых и в самом образе смерти не было общего права с гражданами мира. Таково было первое пришествие на землю Сына Божия. Будет, в свое время, и второе пришествие Его к нам: приидет Сын Человеческий, Который вместе и Сын Божий, во славе Своей. Первое пришествие Его было пришествием Искупителя, подчинившегося всем немощам человеческим, подъявшего их на Себя для уничтожения их Собою; Второе пришествие будет пришествием Судии для принятия отчета от человечества в поведении человечества относительно дарованного ему Богом божественного искупления. Приидет Сын Человеческий во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним: и соберутся пред Ним вси языцы, чтоб представить Ему на суд дела свои и приять от Него награды или казни, сообразно делам своим.
При получении известия о предстоящем пришествии какого-либо земного начальника и судии мы принимаем все меры, чтоб привести дела наши в должный порядок и заслужить одобрение: тем более должен нас озабочивать Суд Христов, на котором решится вечная участь каждого из нас. Судия - страшен, страшен невыразимо. Страшен Он по величию, страшен Он по всемогуществу, страшен потому, что прозирает в глубины духа человеческого, и никакая тайная человеческая мысль, никакое тончайшее ощущение не сокрыты от Него.
Когда Творец прикрыл неприступную и невыносимую славу Свою покровом смирения, тогда только тварь могла свободно владеть мыслями и чувствованиями, свободно произносить слово и свободно располагать действиями. Когда же Творец явится в славе Своей - свобода твари иссякнет пред величием славы Его, подобно тому, как эта свобода при каких-либо особенных обстоятельствах, оставаясь принадлежностию нашею, как бы уничтожается насилием обстоятельств. Самые ожесточенные враги Господа, самый Синедрион, распявший Его и поклявшийся в ненависти к Нему, воскликнет в сретение Судии славословием, что и Господь предрек ему: Узрите Сына Человеческаго седяща одесную силы и грядуща на облацех небесных. Глаголю бо вам: (яко) не имате Мене видети отселе, дондеже речете: благословен Грядый во имя Господне. Вострепещут праведники от безмерной славы явившегося Судии: они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им, при свете Высшей Правды, ветхими рубищами нищих: в правдах своих они не увидят залога к помилованию своему, - будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости. Самые Ангелы Божии придут в смятение и страх от открывшегося в величии Своем Бога, Который суд весь даде Сынови, да вси чтут Сына, якоже чтут Отца. Бесчувственная вещественная природа не выдержит взора Сына Божия: небо свиется яко свиток, всякая гора и всякий остров двинутся с мест своих.
На Суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилование одна милость, как опытное доказательство любви. Милости хощу, а не жертвы, - возвестил грядущий страшный и нелицеприятный Судия. Милость доставит оправдание возлюбившим ее, а отвергших ее предаст осуждению. Она с дерзновением предстанет пред Господом и приведет пред Него всех питомцев своих. Она приведет тех, которые совершали ее вещественно, которые насыщали алчущую братию, принимали в дома странников, одевали нагих, посещали болящих и заключенных в темнице. Приведет милость пред Христа тех, которые творили ее сокровенно в душах своих и миловали ближнего, охраняясь осуждать ближнего при его преткновениях, прощая ему оскорбления и обиды, воздавая ему за клятву благословением и за злодеяние благотворением. Приведет милость пред Христа пастырей церковных, которые преподавали братии своей нетленную пищу - Слово Божие, которые обнаженных грехом одевали в ризы добродетелей, доставляли духовное врачевство болящим душами и долготерпеливо посещали назиданиями своими заключенных в темницах неверия или мрачного заблуждения. Приведет милость пред Христа смиренных иноков, которые стяжали таинственное и существенное познание живущего в себе Христа, взалкались блаженною алчбою евангельской правды, потщались облечь себя в преподобие и святыню, очистились от самых утонченных недугов человечества - житейских пристрастий, и тем достигли евангельской свободы. Приведет милость пред Христа и тех, которые возмогли оказать милость лишь самим себе, посетив себя рассматриванием себя и освободив себя от нищеты, от болезни, от темницы греховной покаянием. Покаяние для ожесточенного сердца - невозможно: надо, чтоб сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда обымется и преисполнится сердце милостию, тогда только оно делается способным к покаянию; тогда только, покинув осуждение ближних, оно может обратиться к самовоззрению, и, спасительно осудив себя, приложить к язвам своим врачевство покаяния. Христос искупил всех человеков и каждого человека Собою. Человек, который окажется способным только для милости к самому себе, и сотворит эту милость, напитав Словом Божиим гладную душу свою, напоив ее ощущениями, исходящими из Святого Духа, отвлекши от гибельного странствования по различным видам греха, введши в дом благочестия и добродетели, одеяв ее добрыми делами, исцелив прежние согрешения исповеданием их и противоположною им деятельностию, изведши себя из темницы плотского мудрования и состояния в разум и состояние духовные - признан будет соделавшим все это Самому Господу Иисусу Христу. Всех делателей своих милость приведет пред Христа и исходатайствует им у Христа помилование и вечное блаженство. Приидите, - скажет Он им, - благословенный Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене. Наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне. Аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе.
Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на Суд; неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего Суда, который ожидает человека после его смерти. Возлюбленные братия! будем бодрствовать и приготовляться к Страшному Суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки. Будем приготовляться, запасаясь всеми добродетелями, особливо милостию, которая заключает в себе и увенчивает собою все добродетели, так как любовь - побудительная причина милости - есть союз христианского совершенства. Милость соделывает человеков, преисполненных ею, богоподобными! Блажени милостивии, яко тии помилованы будут; суд же без милости не сотворшим милости. Аминь".