Образ покаяния

В этом году воскресенье, которое на языке церковного устава именуется Неделей о мытаре и фарисее, выпадает на 25 февраля.

Образ покаяния

В этом году воскресенье, которое на языке церковного устава именуется Неделей о мытаре и фарисее, выпадает на 25 февраля. С этого дня начинается трехнедельный подготовительный период к Великому посту. В храмах за утреней поется дивное песнопение "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче", и содержание богослужений готовит людей к вступлению в поприще Великого поста. Поэтому и евангельские чтения соответствуют тому великому времени, в которое мы вступаем. Предлагаем вниманию читателей два слова, сказанные в этот день с интервалом ровно в 50 лет: Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (в 2013 году) и одним из известных подвижников благочестия ХХ века игуменом Никоном Воробьёвым (в 1963-м).

Патриарх Кирилл: "Сегодня неделя о мытаре и фарисее, воскресенье, посвященное воспоминанию о притче о мытаре и о фарисее, которую Господь произнес, обращаясь к Своим ученикам. Мы знаем, что фарисей был человек благочестивый, как он сам говорил: "Два раза в неделю пощусь, и десятую часть всего того, что имею, отдаю". Действительно, с внешней точки зрения это благочестивый человек. Мало кто из нас два раза в неделю постится, и уж совсем немногие десятую часть отдают Господу, посвящая ее либо Церкви, либо бедным людям, либо совершению добрых дел. Но фарисей был таким. А рядом стоял мытарь, презренный сборщик податей. И для кого? Для оккупантов, для римлян, столь ненавистных завоевателей Палестины. И, конечно, народ окружал этих людей презрением, считал их предателями, коллаборантами. А поскольку каждый из сборщиков подати не останавливался перед тем, чтобы и свое личное имение увеличить за счет должности, то многие были людьми коррумпированными, как мы бы сегодня сказали. Они обворовывали свой народ, и потому люди их ненавидели.

Фарисей благодарил Бога за то, что он не такой, как другие, - за то, что он постится, отдает десятую часть, и за то, что он не такой, как этот мытарь, что стоит рядом. А мытарь не смел на небо взглянуть. Он только бил себя в грудь и говорил: "Боже, будь милостив ко мне, грешному". Ни одного слова оправдания, никаких сравнений с другими, а лишь только скорбное состояние души и желание, чтобы Бог помог ему, запутавшемуся в этих непростых для него жизненных обстоятельствах. И что же? И Господь говорит: мытарь вышел более оправданным, чем фарисей. Не сказано, что фарисей осужден, - совсем нет. Но мытарь вышел из храма более оправданным. И замечательные слова звучат в конце: каждый, кто стремится возвысить себя, будет унижен, а кто себя унижает, будет возвышен.

С точки зрения логики нашей повседневной жизни это повествование не имеет никакого смысла. Если перевести все это в категории современной жизненной философии, то человек, незнакомый с евангельским текстом, услышав это, покрутит пальцем у виска, он не поймет, о чем идет речь. Но мы знаем, что в слове Божием великая спасающая сила вне зависимости от того, понимает его человек или не понимает, принимает или отвергает. Оно несет в себе силу, способную спасти человека.

Чему же учит нас сегодня этот текст? Замечательно сказал об этом святитель Феофан Затворник: "Ревнуя о добродетели (то есть стремясь совершать добрые дела), надежду возлагай на Господа, ибо Он спасает". Святитель не сказал, что добрые дела не нужны. Он предлагает ревновать о добродетели, то есть стремиться к совершению добрых дел, но помнить, что спасает человека Господь. И здесь возникает самый главный вопрос: а что спасает человека? С чего начинается спасение? И ответ - в сегодняшней притче. Мытарь, сознавая себя грешником и обращаясь к Богу, не говорит Ему: "Господи, вот я сейчас выйду и буду платить десятину, буду делать добрые дела". Он не об этом говорит - он говорит о том, чтобы Бог к нему, грешному, приклонил Свою милость. Он сознает себя грешником, он сознает себя погибающим, он сознает, сколь ответственна для него эта молитва, как важно для него это устремление к Богу, и он взывает к Нему простыми словами: "Боже, милостив буди ко мне, грешному".

Вот с этого и начинается спасение. Если мы думаем, что наши добрые дела, наш привычный образ жизни, наше исполнение законов, государственных или церковных, нас спасают, мы заблуждаемся. Потому что вместе с совершением этих добрых дел мы можем возрастать в гордыне, в превозношении, а иногда в стремлении использовать свои добрые дела для того, чтобы заручиться авторитетом среди других людей, добрым отношением к себе со стороны начальства или властей. Как часто добрые дела используются в целях, которые направлены, в конце концов, не к спасению души, а к достижению власти, материальных средств, к расширению возможностей влиять на других людей!

Сегодняшняя притча, как говорится, бьет в десятку, в самый центр духовной жизни. Без сознания своей греховности, без покаяния, без осознания того что Бог спасает, никакие добрые дела не спасут, - они всегда будут некой кривдой, а не правдой, мешающей человеку осознать глубину своего падения и своей греховности. Господь обращает к нам сегодня удивительные слова. Каждый из нас постоянно сравнивает себя с другими, особенно когда совесть наша начинает нас в чем-то уличать. Сравнивая себя с другими, мы непременно говорим: "я же вот не такой, как мой сосед или соседка или даже, может быть, не такой, как мои родные братья и сестры. Я ведь живу иначе, я лучше". И это сравнение, которое всегда направлено на то, чтобы успокоить свою собственную совесть, очень часто мешает нам обрести чувство раскаяния.

Ни с кем себя не нужно сравнивать - нужно прислушиваться к голосу своей совести, а если совесть молчит, то нужно разбудить ее молитвой, обращением к Богу. Может быть, до конца и мытарь не знал, в чем виноват, потому что жил в коллективе, где таковыми были законы, по которым приходилось поступать. Может быть, он и не осознавал до конца ту неправду, которую творил, но чувствовал - внутренне, совестью своей, - что живет неправильно, и не находил никаких других слов, как только сказать: "Боже, будь милостив ко мне, грешному". Пусть с этих слов, нами произнесенных, - не на виду людей, не громко, а в глубине своей совести - начнется и наш путь ко спасению.

А Великий пост, собственно говоря, и предназначен для того, чтобы дать нам средства, очищающие нашу душу. Пост есть время очищения, и неслучайно он совпадает с весной, потому что и весна есть время пробуждения, время надежды на жизнь, время расцвета природы. Именно весной пострадал Господь и Спаситель, и в преддверии Его страшных страданий и славного Воскресения христиане проходят через поприще Великого поста, чтобы очистить свою душу и приблизиться к Богу и, ревнуя о добродетели, помнить, что спасает нас сила Божия. Аминь".

Игумен Никон (Воробьев): "Святая Церковь с этого дня начинает подготовку верных чад своих к дням покаяния, очищения души от грехов, к дням Великого поста. Вы слышали вчера песнопение новое "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...", призывающее нас к покаянию. Но так как покаяние не может быть без молитвы, то сегодня Церковь в Евангелии Господа нашего Иисуса Христа притчей о мытаре и фарисее и показывает нам с каким устроением душевным, как должны мы молиться Господу, чтобы Он принял нашу молитву, наше покаяние.

В следующее воскресение, в неделю о блудном сыне, опять показывает Церковь, насколько Господь Милосерд, как Он желает обращения каждого грешника и принимает всех приходящих к Нему через покаяние, через сознание своих грехов, через оставление всего мирского и стремление к Богу. Затем, через неделю, Святая Церковь напоминает христианам о дне Страшного Суда, когда дела каждого человека откроются, и не только дела, но и каждая его мысль, каждое влечение, каждое тайное помышление, то есть полностью состояние души, все обнаружится перед всей вселенной.

Что можно и нужно сделать, чтобы все греховное прошлое было стерто? Молиться и каяться, ибо Господь уничтожает грехи в душе, искренне кающейся. В сегодняшней притче нам и показывается, как мы должны молиться, как должны каяться, чтобы была принята наша молитва и покаяние, и через это очистилась душа. Если Господь принимает наше покаяние и прощает грехи наши, то, тем самым, Он и уничтожает все из души, всякую грязь, всякие мерзости. Таково милосердие Божие, что оно дает возможность человеку предстать на Страшный Суд с совершенно чистой душой, предстать пред Господом, как ангелы светлые, ибо Он взял на Себя грехи наши и омывает их Своей Божественною кровию, когда мы обращаемся к Нему.

Сегодня в Евангелии Господь говорит: Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Фарисей пошел вперед, считая себя вполне достойным, и так в себе внутренне молился Богу: "Благодарю Тебя, Отче, что я не такой, как прочие люди: хищники, неправедники, прелюбодеи, или как этот мытарь, - два раза пощусь, даю десятую часть всего, что приобретаю". Так молился фарисей. Он пред Богом хвастался своими делами, перечисляя свои внешние добрые дела. Но какую цену сами по себе они имеют? При желании и каждый человек может дать какую-то часть своего дохода в церковь или нищим, может поститься, может воздерживаться от крупных грехов, но при этом совершенно забывать и не видеть бесчисленное множество внутренних душевных грехов. Злоба, зависть, ненависть, злопамятство, вражда, гневливость, тщеславие, гордыня, - все это может жить в душе наряду с внешними добродетелями, перечисленными фарисеем, и совершенно осквернять всего человека, делать его полностью непотребным пред Богом. И мы знаем, что фарисеи, которые исполняли внешнюю сторону заповедей Моисея с точностью: давали десятину, и соблюдали посты, и делали многое другое, - при этом лютой ненавистью возненавидели Господа Иисуса Христа. Они завидовали Господу, поскольку Он приобретал влияние на людей. Они сами хотели владеть народом, хотели получать от Него всякие материальные блага, почет, уважение и прочее. Вот почему они и все добрые дела делали напоказ. Подчеркивали, где можно, свои добродетели. Молились на людях. Господь говорит: "Если хочешь помолиться, войди в свою клеть, т.е. в свою комнату или в свою душу, и там молись тайно Отцу твоему, и Отец твой, видящий тайно, воздаст тебе явно". Фарисеи же на перекрестках улиц, - не только на улице, но на перекрестках, чтобы со всех сторон было виднее, - становились и молились.

Так, наряду с некоторыми внешними добродетелями, их души были преисполнены всякой нечистоты, и они эту нечистоту не сознавали, не каялись в ней, напротив, считали себя праведниками и с высоко поднятой головой обращались к Господу: "Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как прочие люди". Им подобны и ныне те из христиан, которые также опираются на свои добрые дела, исчисляют свои добродетели пред Богом и людьми и надеются, что через них они спасутся. Это великое заблуждение.

Если бы мы и все заповеди Божии исполнили, то и тогда не имели бы права выставлять свои добрые дела пред Богом. Ибо Господь говорит: "Если вы сотворите все повеленное вам, т.е. все заповеди, говорите себе, что мы рабы неключимые, которые что должны были сделать, то и сделали". Творец мира Господь от Своих созданий, от Своих рабов требует выполнения заповедей. И если мы их и выполним, то чем же нам гордиться? Возьмем пример из жизни. Человек служит где-нибудь. Начальник говорит ему: поезжай туда-то, приготовь то-то, перепиши то-то и т.д., и т.п. Подчиненный исполняет. Может ли он хвалиться тем, что исполнил свою работу? Нет, ибо он обязан делать то, что сделал. Так и мы обязаны исполнять все заповеди Божии и нечего нам хвастаться какими-нибудь отдельными добрыми делами, тем более, что эти отдельные добрые дела вовсе не доказывают, что душа наша чиста. Есть добрые дела, но есть у нас и бесконечное множество всяких пакостей, всяких нарушений заповедей Божиих. Уже одно то, что мы постоянно осуждаем друг друга, вопреки прямому запрещению Господа: Не судите, не осуждайте, иначе сами будете осуждены, - свидетельствует против нас. Мы не обращаем внимания на слова Господа, и судим, осуждаем, празднословим, тщеславимся друг пред другом и пр. пр.

Так что даже тот человек, который и все исполнил бы не может гордиться пред Господом, не может требовать, чтобы Господь принял его в Царствие Божие. Каждый человек обязан по силе своей исполнять все заповеди Божии. И если бы он их исполнил, то и тогда должен был умолять Господа: "Господи, с Твоей помощью я сделал то или другое, но от Тебя зависит принять эти мои дела, простить меня, помиловать и ввести в Царствие Божие". "Помилую, - говорит Господь, - его же милую. Ущедрю, его же щедрю". То есть помилование, милосердие Божие к нам зависит не просто от наших дел, а от Бога.

С каким же настроением мы должны обращаться к Господу? Явно, что фарисей был осужден, его молитва не могла быть принята. И вот Господь показывает иной пример молитвы: грешника - мытаря. Мытарь вошел в храм и не смел пойти вперед, но остался у дверей. Он не дерзнул поднять, как сказано в притче, очей на небо, опустил их в землю, бил себя в грудь и говорил только: "Боже, будь милостив мне грешнику".

Никаких длинных молитв не произносил он, только плакал, взывал в своей душе: "Боже, будь милостив мне грешному. Нет мне оправдания, нет у меня дел, на которые я мог бы опираться, да я и не хочу на них опираться, но лишь умоляю Твою благость, Господи, будь милостив мне грешному". И вот Господь произносит Свой праведный суд: "Сей мытарь, грешник и по суду человеческому, и по суду Божиему, вышел из храма оправданным".

Вот мы два часа простояли в церкви. Многие из нас выйдут оправданными в своих грехах, или наоборот, еще очень многое прибавят к тому, что было до прихода в церковь? Если бы мы в течение богослужения взывали от всей души, не обращая внимания ни на кого и ни на что, к Богу: "Боже, будь милостив мне грешному", - поверьте, слово Божие непреложно, мы вышли бы оправданными. Мытарь был грешник, но когда он от всей души, с сокрушением сердечным обратился к Господу с своей краткой молитвой, изшедшей из глубины души, - он вышел очищенным.

Если бы и мы от всего сердца взывали: "Боже, будь милостив мне грешному" или "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного", - то и мы могли бы выйти из храма оправданными. Все прошлые грехи, сделанные нами до настоящего, все Господь простил бы. Душа наша вышла бы из храма чистой, как ангел. Теперь проверьте себя каждый, как мы ведем себя в храме? Много ли раз от всей души мы обращались к Господу с молитвой: "Боже, будь милостив, спаси меня"? Увы, нет. Стоим и рассматриваем, кто как одет, вспоминаем, что вчера слышали, говорили и т.п., что было в кино, что сказано по радио, какие у нас там дома дела, кто что передавал и рассказывал, - стоим в храме маемся, а пред нами, перед нашими глазами десятки всяких кинокартин проходят. Лишь изредка вспомним мы и скажем: "Господи, помилуй". Поэтому-то часто и выходим мы из храма отягченными, а то и осужденными, если перечисляли в нем свои добрые дела.

Так, вот еще до Великого поста Святая Церковь готовит нас, приучает к молитве и к покаянию, показывает и Милосердие Божие, и истинный путь спасения - покаяние, чтобы каждый человек почувствовал свои грехи, оплакал их, как мытарь, воззвал о помиловании к Господу, Который всегда готов простить все грехи наши. Воспользуемся же Милостию Божиею, возблагодарим Его за любовь к нам грешным, за то, что Он постоянно всячески наставляет, научает нас, как нам жить и спасаться.

Прибегнем к всемогущему покаянию. Никаких молитв особых не надо, ничего не нужно знать, нужно только от всей души взывать: "Боже, будь милостив мне грешному", и Господь помилует и спасет нас. Аминь".

Читайте также:




Мы используем как собственные файлы cookie, так и файлы cookie третьих сторон с целью анализа, а также для показа рекламы с учетом ваших предпочтений, в соответствии с вашими привычками просмотра сайтов и вашего профиля. Чтобы получить более подробную информацию, посмотрите наши Политику конфиденциальности и Согласие на обработку персональных данных.