Терпение и труд

Терпение и труд

Идёт Крестопоклонная седмица Великого поста. В этой связи предлагаем к размышлению читателей две темы, недавно затронутые Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Калужским и Боровским Климентом в своих проповедях. Речь пойдёт о 100-летии начала русской смуты и обретения иконы Божией Матери "Державная"; затем - о некоторых вопросах духовной жизни.

Патриарх Кирилл: "Мы прославляем явление Державной иконы Божией Матери, случившееся в Коломенском ровно сто лет назад. В этот день произошло вынужденное отречение государя императора Николая Александровича от Российского престола. Не вдаваясь в детали этого трагического события, скажем только, что никакие усилия, направленные на построение счастливой, справедливой, обеспеченной жизни, не могут принести плода, если связаны с преступлениями и страданиями. Наверное, те, кто принуждал государя императора к отречению, думали: вот уйдет с Российского престола царь, полностью дискредитированный враждебными силами, потерявший авторитет в обществе, и придут другие - умные, интеллигентные, образованные, европейски просвещенные, те, кто произносил блестящие речи в тогдашнем парламенте, в Государственной думе. И эти ораторы, негодовавшие праведным гневом против императора, полагали: как только им в руки дана будет власть, наступят новые времена, и Россия будет жить счастливой жизнью.

Мы знаем, что отречение государя императора и приход к власти иных сил ни к чему подобному не привел. Те, кто забрал власть у царя, отдали ее еще более радикальным силам, и мы знаем, чем закончилась эта трагедия. Закончилась не сразу - даже не после кровавой и страшной гражданской войны, даже не после времен диктатуры и связанных с ней массовых репрессий, даже не после кровавой войны, унесшей миллионы и миллионы жизней, даже не в послевоенное время и даже не тогда, когда в девяностые мы снова задумались о том, как изменить жизнь страны. Сколько было надежд на то, что это произойдет! Но затем рухнуло государство, распалась великая страна… И нужно быть просто слепым и неспособным видеть причинно-следственные связи, чтобы не прийти к простому выводу: через несправедливость, через обман, через злобу, через смерть никогда нельзя достичь добрых результатов.

В день отречения государя императора явилась икона "Державная", и это событие в Коломенском, в самом центре России, было всеми воспринято как явление Божественной воли. Ушел видимый царь, и на престол Российский взошла Царица Небесная. Произошедшее вызвало огромный энтузиазм в народе, проходивший тогда в Москве Поместный Собор воспринял это явление как чудо. Вскоре был составлен акафист Державной иконе Божией Матери - в его создании участвовали профессора богословия, светила тогдашней богословской науки. Но те, кто произвел в стране кровавый переворот, восприняли явление Державного образа как нечто для них опасное, и вскоре творцы акафиста, те, кто призывал почитать явление Державной Божией Матери, были уничтожены. Делалось это сознательно, чтобы и следа не осталось от этого события. Достаточно было упомянуть явление Державной иконы Божией Матери, чтобы человек был умерщвлен. Только подумайте: могла ли такая злоба происходить от человеков? Нет. Она происходила от темной силы. А если она происходила от темной силы, проводниками которой были власть имущие, то в какую же бездну погрузилось наше Отечество?

Сегодня мы подводим итог тяжелейшему столетию. При всех достижениях нашего народа в науке, искусстве и иных областях никогда из нашей памяти не уйдет эта национальная трагедия. Но хранить в памяти недостаточно - нужно делать выводы. Все, что произошло с нами 100 лет назад и продолжалось на протяжении большей части века, являет нам величайший пример силы Божественного Промысла. Господь из камней сих может соделать детей Аврааму (см. Мф. 3:9). Он может чудесным образом изменить жизнь людей и целой страны. Но очень важно, чтобы перемены в нашей личной жизни и жизни общественной никогда не сопровождались той неправдой, той злобой, которая затворяет врата для Божественной благодати. Бог отступает и предает нас в наши собственные руки, - если своей жестокостью, злобой, ложью мы пытаемся построить счастливую жизнь.

По милости Божией мы можем в год 100-летия смуты искренне, без каких-либо политических комментариев, перелистнуть эту страницу отечественной истории. Мы перелистываем ее, вспоминая мучеников, исповедников, невинно убиенных, но также героев труда и воинской славы. Мы молитвенно вспоминаем историю столетия и просим Господа, чтобы по молитвам Его Пречистой Матери, Державный образ Которой был явлен 100 лет назад, и наша страна, и каждый из нас шли вперед в соответствии с Божиим нравственным законом, чтобы преступления, невинные жертвы, ложь, клевета, обман, доверчивость к злыми и лживым словам никогда более не становились движущей силой, меняющей жизнь нашего народа. Мы будем просить Царицу Небесную о том, чтобы Она приклонила милость ко всем нам, но более всего к молодому поколению. Дай Бог, чтобы никакие обстоятельства не помешали им, как и всем нам, сделать правильные выводы из тяжелейших уроков минувшего столетия.

Молитвами Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной да хранит Господь Россию, да хранит Господь землю Русскую! Аминь".

***

Митрополит Климент: "Разъясняя притчу о сеятеле, Христос называет необходимое условие духовного плодоношения. Те, кто вникает в слова Спасителя и старается исполнять Его учение, прибегая к Его помощи, "приносят плод в терпении" (Лк. 8, 15). Всем людям многое приходится терпеть в своей жизни. Какое же терпение нам необходимо для обретения вечного блаженства?

Святые подвижники, достигшие высот духовного совершенства, единодушно утверждают, что в первую очередь нужно уметь терпеть самого себя и не отчаиваться, наблюдая свою неспособность исполнить евангельские заповеди. Надо мужественно признаться себе: я не святой, мне не по силам выдержать даже малые искушения - и не поддаваться унынию, не опускать руки, наблюдая свои духовные немощи, свое несовершенство. Иначе можно быстро утратить ревность к христианской жизни и решить: "Не получается у меня исполнять заповеди. Раз попробовал, другой - ну и ладно, сколько можно. Видно, это не мое. Я на это не способен, буду жить как все". Такие мысли приходят к человеку, который, только придя в Церковь, заранее для себя решает, что через год он должен достичь обожения, а если нет, то и незачем туда ходить.

В духовной жизни быстрого результата не бывает. Например, трудится человек в молитве, старается творить ее внимательно, благоговейно, но вдруг случается срыв, и он всё забрасывает, потому что чувствует в сердце сухость. Что ж, надо начинать сначала. Или же путем больших усилий удалось освободиться от какой-либо страсти, как казалось, навсегда. А она тут как тут, снова голову поднимает, мучает. Значит, надо опять начинать борьбу. "Доколе же так падать и вставать?" - спросил однажды молодой монах своего мудрого наставника и услышал в ответ: "До самой смерти".

Современная цивилизация настраивает человека на быстрый результат, и мы к этому постепенно привыкаем. Нам проще прочитать новости в социальных сетях, чем, скажем, святоотеческую книгу. Человек будет листать короткие сообщения в два-три предложения, потратит на это целый вечер, а до серьезной книги дело так и не дойдет, потому что ее чтение требует больших усилий и сосредоточенности. Ее надо читать неделю, две, месяц, а человек уже отвык понуждать себя к тому, что требует многого времени и усилий. Проще "нажать на кнопку" и получить результат, чем усердно трудиться.

Такое положение вещей характерно не только для нового времени. Поиск легких путей, достижения быстрых результатов начался с момента грехопадения. Господь дал человеку заповедь возделывать рай и достигать обожения. Это был длительный творческий путь, предполагавший немало преодолений и свершений. А дьявол сказал, что для достижения обожения достаточно съесть запретный плод и больше ничего не надо делать: сразу "будете, как боги" (Быт. 3, 5).

На таком же ожидании мгновенного результата всё построено и ныне. Только в современном мире открываются новые возможности, и люди ими пользуются, а сущность та же. Человек готов потратить массу времени на множество мелочей, на достижение мелких целей. Ему приятно осознавать, что он успел одно, другое, третье. При этом ему невдомек, что все его "успехи" скрывают от него единственную истинную цель, удаляют его от самого главного - единства с Богом, в Котором заключено величайшее счастье и невообразимое благо (см. 1 Кор. 2, 9).

Но это не тревожит человека, сознание которого поглощено суетой. "Всуе, напрасно, даром пропадают дни жития нашего для вечности, - вздыхал праведный Иоанн Кронштадтский, видевший, как осуетился христианский мир, от недостатка терпения оставивший верность Богу. - Всё о земном, житейском хлопочем, о вечности мало помышляем. Будущего Страшного Суда, будущего мучения и будущего блаженства, конца не имеющих, не воображаем себе. В каком-то духовном тумане все мы живем. Плоть и плотские страсти одолели всех. Дух угнетен, задавлен, затушен". Как современно звучат его слова!

Сегодня редко кто готов тратить много времени на трудоемкое дело, к тому же с неочевидным результатом, даже несмотря на высокую оплату, если она будет произведена нескоро. Надо признать, что духовная жизнь и есть именно такое дело. Устроением своей вечной участи надо заниматься до последнего вздоха, не рассчитывая увидеть плоды в этой жизни. Все земное пройдет, как говорил царь Соломон о человеческой жизни: "Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей" (Еккл. 5, 14). Что же останется у нас, чтобы достойно предстать перед судом Христовым? Вот в чем вопрос!

Сын Божий сделал абсолютно всё, чтобы мы "имели жизнь и имели с избытком" (Ин. 10, 10). Но воспользоваться Божией милостью и принести духовный плод можно, только прилагая веру и труд в терпении".

Читайте также:




Мы используем как собственные файлы cookie, так и файлы cookie третьих сторон с целью анализа, а также для показа рекламы с учетом ваших предпочтений, в соответствии с вашими привычками просмотра сайтов и вашего профиля. Чтобы получить более подробную информацию, посмотрите наши Политику конфиденциальности и Согласие на обработку персональных данных.